Вертикальный кризис: как президентские выборы обострили конфликты в регионах

На политической карте страны есть несколько «болевых точек»

На политической карте страны есть несколько «болевых точек»

Если делать выводы из заголовков новостных лент, то при беглом их изучении на протяжении последних нескольких месяцев можно отчетливо увидеть, что, по мнению журналистов, инсайдеров и экспертов – каждый второй губернатор скоро будет отправлен в отставку.

Действительно, некоторые главы регионов покидают рабочие места в порядке ротации, которую Путин назвал естественным процессом. Есть и те, кто уходит в отставку «неестественным образом», становясь фигурантом уголовных дел. Но в целом, определенный ажиотаж вокруг смены глав регионов, в том числе и экспертной среде, обусловлен чаще всего региональными или вертикальными конфликтами и информационными войнами внутри элит. Именно это «эхо войны» и формирует многочисленные прогнозы о грядущих отставках.

На политической карте страны есть несколько болевых точек, где именно конфликты внутри властной вертикали, могут стать очагом полновесного вертикального кризиса, для решения которого понадобится прямое участие президента.

Речь идет не просто о внутриэлитных конфликтах за влияние, ресурсы и полномочия – это как раз стандартная ситуация. В некоторых регионах представители власти на разных уровнях: мэры, губернаторы, главы правительств и их команды вошли в прямое противостояние, своеобразный клинч, который не имеет позитивного сценария разрешения, по крайней мере без вмешательства «федералов».

В последние полгода такие столкновения вышли на новый уровень. Это связано, в первую очередь, с грядущими президентскими выборами.

К этому событию, региональные власти должны прийти максимально мобилизованными, эффективно реагирующими на все социальные и иные электоральные вызовы, так как именно представители вертикали будут отвечать за успешное проведение главных выборов в 2018 году.

Очевидно, у глав регионов сложилась иллюзия, что локальные конфликты с мэрами ключевых городов являются их личным делом и не имеют отношения к федеральной повестке. Иллюзия опасная, так как эти конфликты, с учетом возможного влияния на явку, например, уже не являются исключительно проблемами местного значения.

В 16-ти регионах выборы губернаторов пройдут уже осенью, в Единый день голосования, успешное прохождение через которые, будет являться для глав республик экзаменом по эффективности в глазах центра. Судить о готовности к выборам президента в других регионах, центр будет по ранее прошедшим кампаниям. Именно исходя из этих условий вертикальные конфликты требуют решения до осенних выборов.

Территория свободной борьбы

Такой территорией в последние месяцы стало Приморье, где действующий мэр Владивостока находится в местах, не столь отдаленных – в СИЗО.

Мэр города Владивостока, Игорь Пушкарев, находится в СИЗО, против него выдвинут целый ряд обвинений, но, так как вина его не доказана в суде, он по-прежнему, по крайней мере формально, остается избранным главой города и не собирается в отставку. Он обвиняется в получении взятки в размере 75 млн рублей от своего брата за содействие в заключении муниципальных контрактов «Дорог Владивостока» с «Востокцементом».

Ситуация с Пушкаревым и его отставкой порождает целый ворох домыслов и слухов, но очевидно, что своих политических амбиций Пушкарев не оставил, и скорее всего, будет баллотироваться в городскую Думу города.

Совершенно ясно, что борьба для Пушкарева в данном случае будет идти не столько за выход на свободу (хотя это немаловажный фактор), и не за депутатское кресло, а за потенциальный политический контроль над ключевым городом региона во время главного электорального цикла.

Его соперником в этом конфликте является действующий губернатор Приморья Владимир Миклушевский, бывший ректор ДВФУ. Устойчивым слухом в регионе, является версия, что за арестом Пушкарева стоял именно он. Основные претензии к Миклушевскому основаны на катастрофическом уровне одобрения деятельности губернатора – во Владивостоке это всего 34%. Такие низкие оценки одобрение среди населения являются серьезным политическим риском для президентской кампании 2018 года. Учитывая, что команда Пушкарева несмотря на арест мэра устояла, и пользуется лояльностью у населения – способность губернатора контролировать политику в ключевом городе региона ставится под сомнение и служит питательной средой для слухов об скорой отставке.

В этом плане Приморье является территорией открытой борьбы. Понятно, что формирование команды, которая будет обеспечивать результат на будущих президентских выборах, напрямую зависит от данного противостояния. Кто в нем выиграет, на того, скорее всего, и будет опираться власть в 2018 году.

Информационная война как способ выгнать из региона

Похожая на Приморье ситуация, правда, без арестов, сложилась в Омской области, где конфликт мэра Вячеслава Двораковского и губернатора Виктора Назарова принял четкие очертания настоящей информационной войны, в которой пока что более перспективной кажется победа мэра: отставку Назарова считают чуть ли не свершившемся фактом.

Можно сказать, что борьба за Омскую область идет именно в информационном поле, и тот факт, что Назаров эту информационную войну проиграл, обозначает, что и управлять большими потоками информации и оперативно принимать решения во время президентской гонки он вряд ли сможет.

Как поругались два Евгения

Не менее интересна ситуация в Свердловской области, где в глубокий клинч вошли два Евгения: мэр Ройзман и губернатор Куйвашев. В силу того, что победа Ройзмана на мэрских выборах была сродни победе Дональда Трампа и оказалась неприятным сюрпризом для партии власти, здесь речь идет не о формировании будущего президентского штаба, а в целом о политическом будущем двух амбициозных конкурентов.

Оба соперника заявили о выдвижении на губернаторских выборах. Кто из них выиграет, тот и будет контролировать регион. Ройзман делает ставку на свою популярность и близкую населению риторику, Куйвашев уверен в административном и личном ресурсе. Однако, тот же самый ресурс подвел Якова Силина, который проиграл Ройзману выборы. Этот фактор необходимо учитывать. В случае победы Ройзмана, вопрос готовности региона к проведению президентских выборов станет предметом серьезного торга со стороны самого Ройзмана и его политических симпатизантов и союзников. Такая ситуация делает итог президентской гонки в регионе сложнопредсказуемой для федерального центра. И Ройзман, и Куйвашев это понимают и не собираются, по крайней мере пока, решать сложившийся конфликт, так как приз победителя слишком ценен.

Не сошлись партиями

В принципиально иной, чем Куйвашев, ситуации находится Сергей Левченко –губернатор Иркутской области, единственный в России губернатор от КПРФ. Здесь конфликт между мэром – единороссом Бердниковым и красным губернатором был почти неизбежен. Некоторое время этот конфликт оставался за высокими дверьми кабинетов администраций и был скрыт от электората. Теперь же партии власти придется доказывать, что они способны управлять политическим полем региона. Причем доказывать на самом сложном уровне – муниципальном – где никакие огрехи управленцев не скроешь за лозунгами. Первым серьезным поражением команды ЕР стала именно избрание Сергея Левченко. Вторым – то, что за полтора года не удалось уронить его рейтинг. Учитывая экономические показатели региона, можно спрогнозировать, что и дальше снизить популярность Левченко не получится.

Исходя из этого встает серьезный вопрос: рискнет ли федеральное руководство по-прежнему поддерживать команду ЕР, расшатывать позиции губернатора усиливая фигуру мэра ключевого города? В такой позиции есть серьезные риски для выполнения задач по успешному проведению президентских выборов в 2018. Характерно, что несмотря на партийную принадлежность действующего губернатора думские выборы в регионе прошли без электоральных аномалий в пользу КПРФ. Это позволяет сделать очевидный вывод об адекватности губернатора.

Война всех со всеми

Наиболее тяжелая ситуация сложилась в Ярославской области, где, по сути, идет война всех со всеми. Причем, что особенно интересно, за спиной каждой из воюющих групп, стоят манипуляторы – политтехнологи и эксперты в кулуарах чаще всего говорят именно о войне за контроль над будущим президентским штабом, нежели о реальном внутриэлитном конфликте. На сегодня все конфликтующие стороны можно условно разделить на три группы: группа ВРИО губернатора Миронова, группа ВРИО мэра Слепцова, группа председателя правительства региона Степаненко. Каков был изначальный предмет конфликта, уже мало кто помнит. Ясно одно, победителем в этой истории будет тот, кто сможет взять под контроль и мэрию, и правительство, и команду губернатора. Примирить стороны пытается ЦИК «Единой России», что и понятно, задача «Единой России» - подготовить политический ландшафт к 2018 году, а в ситуации войны всех со всеми непонятно за что обеспечить результат будет, мягко говоря, сложно. Но не менее сложно и уговорить всех помириться, ведь пока что, по мнению местных экспертов, война носит характер бессмысленный и беспощадный.

А где же вертикаль?

Это тот вопрос, которым задаются многие политтехнологи, политологи и специалисты по выборам, вспоминая, что ни при Суркове, ни при Володине такой ситуации в принципе возникнуть не могло. И даже намекают на слабость Сергея Кириенко и его команды, дескать, вертикаль власти он не удерживает, отсюда и конфликты в регионах. Эти намеки основаны, в основном, на том, что господ экспертов более не посвящают ни в тактику, ни в стратегию федерального руководства и они вынуждены подпитывать свои экспертные домыслы слухами из анонимных telegram-каналов.

Однако стоит заметить, что и вызовы, стоящие перед властью, изменились. Впервые с самого начала нулевых перед теми, кто отвечает за внутреннюю политику, стоит задача провести президентские выборы в условиях экономического кризиса. Причем, провести их прозрачно, без нарушений и подтасовок, сделав по-настоящему демократическими. Задача, по крайней мере поставлена именно так.

В том, что подавляющее большинство граждан России поддерживает действующего президента, сомнений нет. Однако это, в свою очередь, является и демотивирующим фактором, ведь для обывателя пропадает смысл ходить на выборы, если и так очевиден победитель. Основной проблемой остается явка, обеспечить которую должны представители вертикали в регионах эффективно применив доступные им методы и ресурсы. Если разные уровни вертикали будут находится в противостоянии, основанном на местных конфликтах – задача может быть провалена.

Именно на них, представителей вертикали, ляжет обязанность вывести людей на участки без использования подтасовок, каруселей и иных способов манипуляции выборами, а для этого они должны серьезно работать над доверием населения к себе и своей деятельности. И в первую очередь – преодолеть конфликты. Иначе, эти конфликты может преодолеть федеральный центр, тем неестественным способом, о котором мы говорили вначале.

Возможно, политика команды Кириенко носит гораздо более осмысленный характер, чем говорят недоброжелатели. И дело не в том, что он не контролирует ситуацию в регионах, а в том, что он запустил естественный отбор для выявления сильнейших не в компроматных войнах и информационных манипуляциях, а политиков реально представляющих большинство региона.

Читайте материал: Жириновский: Путин может не пойти на президентские выборы-2018

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру