Власть уверовала в непогрешимость: пять причин непризнания ошибок

Нет самокритики — нет объективной оценки происходящего

Вы часто слышали от властей признание собственных ошибок и недочетов, того, что называется самокритикой? Согласитесь, что нечасто. Вы практически не услышите этого ни в устных выступлениях высокопоставленных чиновников, ни в программных документах. Ну вот возьмите те же самые ежегодные послания президента Федеральному собранию или отчеты правительства в Госдуме. Ничего похожего на то, что называется самокритикой, там нет.

Нет самокритики — нет объективной оценки происходящего

Да и ничего, скажут многие. Жили так и дальше будем жить.

Но вот вдруг неожиданно огромная доза самокритики была представлена в утвержденной президентом страны в мае текущего года Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. Конечно, никто, уж коли это в нынешних традициях власти, и не собирался признаваться в своих недоработках и ошибках. Просто сам жанр документа предполагает изложение угроз и вызовов.

Опустим внешние вызовы и угрозы. Согласно стратегии выясняется, что России сегодня надо решать такие проблемы:

— исчерпание экспортно-сырьевой модели экономического развития;

— отсутствие российских несырьевых компаний среди глобальных лидеров мировой экономики;

— недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики, обусловленный неблагоприятным инвестиционным климатом, избыточными административными барьерами, неэффективной защитой прав собственности;

— слабая инновационная активность, отставание в области разработки и внедрения новых и перспективных технологий, недостаточный уровень квалификации и ключевых компетенций отечественных специалистов;

— низкие темпы экономического роста;

— несбалансированность национальной бюджетной системы;

— недостаточно эффективное госуправление;

— высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере;

— усиление дифференциации населения по уровню доходов;

— снижение качества и доступности образования и медицинской помощи и т.д.

Вот такое самокритичное признание властей. И ведь все правильно названо. Спрашивается: а почему это все стало возможным? Почему не исправили? Почему, к примеру, уж в какой, не знаю, раз вновь говорим о недостаточно эффективном госуправлении? Почему с инвестициями проблемы и мы вновь сетуем на неблагоприятный инвестиционный климат? Почему слабая инновационная активность («Сколково», ау!..)? Почему остаются низкими темпы экономического роста, а задача удвоения ВВП за десять лет была благополучно провалена?

Эти «почему?» можно продолжать и продолжать. Кстати, а почему вообще это все появилось в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года? Как туда просочились все эти признания?

Ответ: случайно. Проблема в том, что в документе об экономической безопасности страны обязательно должно было быть перечисление этих самых вызовов и угроз. Вот и понаписали, справедливо понаписали.

Вернемся к документам, в которых такая самокритика должна быть, что называется, по определению. Возьмем то же президентское послание Федеральному собранию от декабря 2016 года. Где в этом документе обязательная часть в виде анализа того, что не было сделано за прошедший год? Да, постановок новых задач в послании предостаточно (к примеру, «по всей стране надо заняться уборкой загрязненных территорий»), а вот информации о выполнении намеченного в соответствии с предыдущим посланием там попросту нет. А ведь это более чем логично: в важнейшем ежегодном документе стратегического характера сказать о том, что не было сделано за год минувший, и назвать меры, которые позволили бы не допустить подобного впредь.

Возьмем другой ежегодный документ — отчет правительства Российской Федерации (в апреле текущего года с таким отчетом премьер Дмитрий Медведев выступал в Госдуме). И опять все то же самое: обильное перечисление успехов и новых задач. Ну, тут хотя бы было упомянуто, что в 2016 году «не смогли проиндексировать в полном объеме пенсии». Причем даже об этом было сказано в том духе, что правительство и не обещало того, что не могло выполнить в тот период. То есть как это не обещали?! Ведь власти пошли на прямое нарушение принятых законодательных норм, в соответствии с которыми пенсии должны индексироваться по фактической инфляции прошлого года? Ну да, потом, уже в начале 2017 года, была разовая денежная выплата пенсионерам в 5000 рублей, но она, как известно, далеко не компенсировала все денежные потери.

Зато чуть ли не главным достижением было названо принятие Госдумой закона «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве». Наверное, это важный закон, но, как мне кажется, не настолько, чтобы ради упоминания о нем отказаться от критического самоанализа.

А ведь есть за что властям предъявлять претензии к себе. Главное — то, что на протяжении всех последних лет уровень жизни людей неуклонно снижается.

Реальные располагаемые денежные доходы населения падают уже четвертый (!) год подряд. В 2014 году, по данным Росстата, они снизились на 0,7% в годовом выражении, в 2015 году — на 3,2%, в 2016 году — на 5,9%, за январь — апрель 2017 года — на 2,2%. Кстати, в минувшем апреле они и вовсе обвалились на 7,6% по сравнению с апрелем 2016 года — то есть люди становятся беднее.

И в такой ситуации, власти дорогие, объясните людям, пожалуйста, что им с принятия того же закона о садоводстве. Впрочем, может быть, это как раз весьма символично: доходы падают — чтобы прокормиться, все на огороды?!

Ладно, оставим огороды, обратим внимание еще на некоторые аргументы правительства из последнего его отчета Госдуме. Как известно, было в нем сказано и об увеличении продолжительности жизни. Если это действительно так, это хорошо. Просто замечательно и то, что рождаемость стала вроде как расти. Но если доходы населения падают, то получается, что люди будут жить дольше и их будет больше, но жить они будут беднее. Нет, ребята, все перечисляемые достижения меркнут на фоне факта о снижающемся уровне жизни населения. Причем этот факт не чья-то выдумка, это данные официальной статистики от Росстата.

Отсюда вывод: если по-нормальному, то надо обращать внимание именно на такие вещи, потому что это главное. Однако, похоже, властям это сделать очень трудно. Не могут они этого.

Во-первых, за столько-то лет несменяемости власти просто уверовали в собственную непогрешимость. Они и вправду уверены, что все они делают правильно. Они — мессии (так они думают).

Во-вторых, есть искренняя убежденность в том, что самокритика — это признак слабости. Им и невдомек, что признание собственных ошибок — это, напротив, свидетельство силы власти, ее ответственности и нацеленности на устранение всего негативного.

В-третьих, власти просто не хотят давать козыри в руки оппозиции. Типа того: чего же мы сами будем себя критиковать, тут и без нас желающих найдется предостаточно.

В-четвертых, власти слишком много внимания обращают на недостатки других. Вот уж тут идет инвентаризация по полной: Украина, США, страны Европейского союза — ох как там все плохо! Где уж в таком случае найти время на собственные проблемы.

В-пятых, объективная и глубокая самокритика может быть только при условии высокого профессионализма. Самоанализ — он высокой квалификации требует. А с этим проблемы, серьезные проблемы, причем на всех уровнях.

Вот и получается, что не любят наши власти самокритики. Нет, не любят, не про них это. Нет самокритики — нет объективной оценки происходящего. Нет такой оценки — исключается возможность выработки правильных решений социально-экономической политики.

Отстающее развитие при снижающемся уровне жизни людей — вот наша сегодняшняя действительность. Это не моя критика и тем более не признание властей. Официальная статистика говорит об этом.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27412 от 7 июня 2017

Заголовок в газете: Самокритика властного разума

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру