«Примаковские чтения»: Киссинджер выразил оптимизм, а Лавров напомнил анекдот

На авторитетном форуме в Москве говорили о российско-американских отношениях

В пятницу в Москве прошел второй день «Примаковских чтений», крупнейшего международного форума российских и зарубежных экспертов области международных отношений, экономики и безопасности. И начался он с выступлений министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова и патриарха американской дипломатии Генри Киссинджера.

На авторитетном форуме в Москве говорили о российско-американских отношениях
Второй день «Примаковских чтений» начался с выступлений Генри Киссинджера и Сергея Лаврова.

Глава российского внешнеполитического ведомства свое выступление посвятил узловым точкам нынешней ситуации в мире, напомнив, что либеральная модель глобализации себя исчерпала, разрыв между богатыми и бедными странами растет, как растет и угроза от всплеска международного терроризма. На этом фоне, по словам Лаврова, очевидна иллюзорность попыток построить отдельные островки безопасности и отсидеться в тихой гавани.

Не обошел глава МИД и одну из острейших на сегодня тем – а именно отношения с Соединенными Штатами, переживающих период «ненормальности» и ставших заложниками внутриполитической борьбы в США. Учитывая важность этой проблемы и в свете предстоящей встречи лидеров двух стран, собравшиеся на форуме эксперты и журналисты с особым интересом ждали выступления Генри Киссинджера, который в четверг встречался с президентом Путиным.

Появление 94-летнего лауреата Нобелевской премии мира, бывшего государственного секретаря США и помощника президента Никсона по нацбезопасности на «Примаковских чтениях» было логичным не только в связи с величиной фигуры Киссинджера, обладающего огромным авторитетом во всем мире. (Стоит, кстати, напомнить, что в прошлом году Генри Киссинджер был избран иностранным членом Российской академии наук).

Киссинджер и Примаков были близкими друзьями, о чем американский гость напомнил в своей речи. По словам Киссинджера, они часто встречались с Евгением Максимовичем, будучи соперниками и находясь по разные стороны стола во время переговоров, но это не мешало им иметь общее убеждение в том, что проблемы между Россией и США, между Советским Союзом и США должны решаться путем переговоров, что необходимо двигаться к достижению общего видения будущего.

Проблемы, существующие между нашими странами, говорит Киссинджер, необходимо решать ответственно: и у нас есть все возможности, чтобы достичь прогресса не только в двусторонних отношениях, но и в интересах всего мира. Но для этого необходимы совместные усилия. Ибо последствия наших разногласий могут иметь катастрофические последствия.

Генри Киссинджер заверил слушателей, что напряжение, которое периодически возникает между США и Россией – не новое явление: «Мы знавали времена и похуже. Но могли преодолеть эту напряженность». Говоря о прошлом, ветеран американской дипломатии напомнил, что моменты напряженности возникли и в досоветские времена. Так, в конце XIX века Америка конкурировала с Россией в Северо-Восточной Азии за доступ к Маньчжурии. А во время русско-японской войны США поддерживали Японию, то есть опосредованно выступали против России. Но и тогда удавалось выйти из кризиса.

Говоря о борьбе великих держав за превосходство, Киссинджер упомянул о таком важном факторе как о разнице восприятия национальной безопасности в двух наших странах, когда Россия исторически концентрировалась на обороне своей огромной территории от мощных соседей, а США, наоборот, после установления своего доминирующего положения в Северной Америке чувствовали себя в безопасности и могли развиваться более открыто как торговая нация. При этом каждая страна в течение ста с лишним лет проводила политику сдерживания в разной степени. Россия, по словам Киссинджера, пыталась сдержать американскую динамику, а Америка – «российскую экспансию».

– Идея глобального лидерства буквально пронизывает американскую политику, – признает Генри Киссинджер. – США считают себя не просто одним из лидеров, а единственным лидером. Россия все последние столетия позиционировала себя защитником принципов международного порядка, права и справедливости.

Апеллируя к своему богатому опыту разрешения кризисных ситуаций, патриарх американской дипломатии, говорил о том, что нашим странам необходимо действовать сообща. И закончил свое выступление Киссинджер на мажорной ноте, говоря о том, что несмотря на все трудности, он смотрит в будущее с оптимизмом.

К теме российско-американских отношений глава МИД России вернулся и после выступления Генри Киссинджера. Отвечая на вопрос об ожиданиях, связанных со встречей Путина и Трампа, Лавров дипломатично дал понять, что надо исходить из того, что и российский президент, и его американский коллега в своей деятельности руководствуются национальными интересами своих стран. И в этой связи министр рассказал о том, как в январе 1996 года во время работы в Нью-Йорке он оказался вместе с Киссинджером на обеде в честь приезда израильского министра обороны Эхуда Барака. Там кто-то из присутствующих спросил Киссинджера как он относится к тому, что Евгения Примакова назначили министром иностранных дел РФ. На что Киссинджер ответил: «Мне всегда было проще иметь дело с теми, кто понимает свои национальные интересы». Возвращаясь к теме грядущей встречи лидеров России и Америки на полях саммита «двадцатки», Сергей Лавров выразил надежду, что там возобладает прагматизм, реализм – «и осознание того, что каждая из наших стран свои национальные интересы более эффективно может обеспечивать в «концерте», а не через сольные выступления».

Оживление у слушающих вызвал и рассказанный министром Лавровым анекдот про Василия Ивановича, который играл в карты в Монте-Карло. Тот самый, где партнер Василия Ивановича заявил, что у него «двадцать одно» – а на требование показать карты сообщил, что в приличном обществе принято верить на слово. Вот после этого у Василия Ивановича карта и пошла!.. Понятно, что анекдот был рассказан для иллюстрации манеры, которой руководствуются некоторые наши партнеры в своей политике. В связи с чем Сергей Лавров напомнил знаменитое выражение Рональда Рейгана «Доверяй – но проверяй».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27431 от 1 июля 2017

Заголовок в газете: Генри Киссинджер: «Мы знавали времена и похуже»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру