За прошедший 2017 год работниками ОБСЕ было собрано значительное число материалов, подтверждающих факт украинской агрессии в Донбассе. Еженедельно фиксировались случаи отсутствия украинской военной техники в местах дислокации, а также постоянно предпринимались меры, препятствующие работникам ОБСЕ вести мониторинг в зоне конфликта. Вся эта информация есть в отчетах организации. Рассмотрим её хотя бы частично.
6 января 2017 – в месте отвода отсутствуют 28 танков ВСУ и 7 минометов. 26 марта – в месте хранения нет уже 64 танков. 2 апреля – нет 12 танков и 13 минометов. 4 апреля – 64 танка и 4 миномета. 12 апреля – 41 танк и 3 миномета. 23 мая – 14 минометов. 13 июня – 21 танк. 6 июля – нет трех гаубиц и одной РСЗО. 25 августа – запрет доступа к соседнему району на основании возможной угрозы обстрелов противником. 27 августа - наблюдателям отказано в доступе к месту размещения отведенного тяжелого вооружения уже без объяснения причин. 28 августа – патруль ОБСЕ задержан на 45 минут украинскими военными. 4 сентября – офицер ВСУ объяснил сотрудникам ОБСЕ, что его соединение будет вести огонь в случае «появления лазутчиков в пределах видимости», тем самым опровергнув наличие приказа о прекращении огня. 18 сентября – 25 танков и 14 минометов отсутствует в месте хранения. 29 сентября – офицеры ВСУ требуют от патруля ОБСЕ сообщить гражданство сотрудников. 16 октября – 13 противотанковых пушек отсутствуют в месте отвода. 10 ноября – БПЛА миссии обнаружили огневые позиции ВСУ, соединенные траншеями, в районе села Петровского. 21 ноября – 29 минометов и 5 минометов находятся вне своих позиций отвода. 1 декабря – 46 танков и 7 минометов. От местных жителей стало известно, что боевики «Азова» вошли в село Травневое и контролируют его. 5 декабря – БПЛА миссии обнаружил военный лагерь ВСУ с палатками, блиндажами, огневыми позициями, укрытиями для машин, тремя БМП и одним БТР возле Травневого. Через некоторое время неподалеку был обнаружен еще один военный лагерь, блиндажи и траншеи. 11 декабря – близ Чермалыка ведутся обстрелы, зафиксированы военнослужащие Украины. 17 декабря – близ села Техизбенка патрулю ОБСЕ не дают пройти военные ВСУ.
Это всего лишь часть выдержек из отчетов ОБСЕ. Само собой разумеющееся, что не только украинская сторона нарушает режим прекращения огня и передвигает свою технику в зоне безопасности. Но действия ВСУ отличаются наступательным характером, республики вынуждены лишь обороняться.
И, тем не менее, стоит обозначить, что усилий ОБСЕ для полноценного ведения мониторинга явно недостаточно. Во всей миссии работают 691 человек, но лишь небольшая их часть посещает линию соприкосновения и фактически отсутствующую зону разграничения. Могу предположить, что число таких сотрудников меньше 200, в то время как протяженность фронта Украины и республик составляет свыше 300 км. Минусом является и недостаточное наличие беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), которые успешнее, чем люди, фиксируют огневые позиции и военную технику сторон. Их число стоит увеличить – это пойдет только на пользу. Проблемой представляется и постоянное информирование военных чинов друг друга о приближении представителей миссии, в результате чего часто удается предпринять меры по сокрытию фактов передвижения и приостановке движения миссии. Правда, очевидного решения данной проблемы вряд ли удастся предложить – сотрудникам ОБСЕ редко когда удается использовать факто внезапности.
Введение миротворческой миссии ООН вдоль зоны разграничения могло бы частично снизить накал вооруженного противостояния. Но эта инициатива России замыливается предложениями Киева и Вашингтона ввести миротворцев вдоль границы РФ и республик, несмотря на то, что боевых действий там не ведётся. Поэтому есть серьезные сомнения, что украинские и американские власти заинтересованы в подлинном урегулировании конфликта.
Киев несет прямую ответственность за вооружённый конфликт на Донбассе, а также за жертвы среди гражданского населения, которые согласно имеющимся данным ООН, в основном отмечены среди проживающих на территории ДНР и ЛНР людей.
Западное сообщество обязано обратить внимание на факты агрессивного ведения военных действий со стороны Украины и многочисленные нарушения режима прекращения огня – а, значит, и Минских соглашений. Только объективный и непредвзятый взгляд, который постулируют западные правозащитники и журналисты, способен пролить свет на преступные действия нынешней украинской власти, продолжающей войну на Донбассе и наносящей огромный урон региону.