Эксперт раскритиковал очередное украинское реактивное «чудо-оружие»

«Стрелять будет, но не понятно, куда и как»

Украинские промышленники анонсировали свою разработку - реактивную систему залпового огня БМ-21УМ «Берест», призванную заменить наследие советских времен - «Грады». Рекламных эпитетов украинские маркетологи не пожалели - мол, новое чудо-оружие и мощнее, и точнее, и «умнее», поскольку имеет цифровую систему управления огнем. Однако эксперт «МК» считает, что украинские конструкторы выдают желаемое за действительное.

«Стрелять будет, но не понятно, куда и как»
Фото: ukroboronprom.com.ua

Как сказал «МК» инженер-оружейник полковник запаса Сергей Ахтубинский, широкой украинской публике представили пока что очередной единичный образец или габаритный макет.

-Ясно, что ни о каком серийном образце дело не идет. Скорее всего, испытания украинской самоделки в самом начале, - сказал эксперт. - Судя по рекламе данного образца, из него еще вообще ни разу не стреляли. Если бы хоть какой-то реальной плюс, по сравнению с «Градом», был, они бы соловьем заливались.

Эксперт отметил, что наименование БМ-21 говорит о том, что система предназначена для стрельбы советскими 122-мм реактивными снарядами, разработанными для «Градов».

-Весьма своевременно в связи с пожаром на арсенале под Винницей, где они как раз и хранились. На Украине снаряды к «Градам» не производят, - сказал Сергей Ахтубинский.

По его словам, презентуя новую реактивную систему, украинцы умышленно ушли от конкретных тактико-технических характеристик.

-Эпитеты, типа «большая мощность и точность огня», «мобильность» – это понятия относительные и многофакторные, - считает наш эксперт. - Заметьте, украинцы ничего не говорят об увеличении дальности стрельбы. Знаете почему? Да потому что баллиститные пороха для двигателей у них не делают. Откуда же взяться большей дальности? В лучшем случае, будет как у старенького «Града».

По мнению эксперта, украинские конструкторы, заменив базовое шасси (пакет направляющих для реактивных снарядов установлен не на российский Урал-375, как на «Граде», а на детище украинского Кременчугского автозавода), скорее всего столкнутся с массой технических проблем.

-В свое время тульские конструкторы «Градов» долго бились с проблемой адаптации пакета направляющих к автомобилю Урал-375. Недаром именно эту базу очень долго использовали в СССР и России для БМ-21 «Град», - сказал эксперт. - Дело в том, что габариты и масса пакета в 40 стволов математически адаптированы к раме только этого автомобиля с учетом его раскачки при стрельбе. Переустановка пакета на другую базу требует вывешивать автомобиль на боковых домкратах. Иначе рассеивание снарядов в залпе возрастает, и они летят — кто куда.

По словам эксперта, с этой проблемой ранее уже сталкивались чехи, установившие БМ-21 на «Татру», и белорусы с БМ-21 на МАЗе.

-Украинцы пошли еще дальше, в том числе, увеличив емкость пакета на десять направляющих. Нет, стрелять это «супер-оружие» будет, но только как и куда? - пошутил эксперт.

Фото: ukroboronprom.com.ua

Что касается якобы примененной на украинской установке цифровой системы управления огнем, то, по словам эксперта, «это, конечно, модно, но выгоды для БМ-21 – практически никакой».

-«Мощность огня», вернее, повышенная огневая мощь – это вряд ли за счет переделки боевой части снаряда, - продолжил эксперт анализировать рекламные материалы «Береста». - Скорее всего, они подразумевают здесь большее количество стволов. «Точность огня», вернее точность стрельбы – это характеристика не для реактивных систем залпового огня, а для ствольной артиллерии. Из «Града» ты в пределах допустимой дальности в любом случае накроешь площадную цель. Проблема в том, насколько качественно ты это сделаешь - останется ли противника шанс уцелеть в море огня или нет?

По его словам, понятие «мобильность» сильно зависит от рельефа местности на театре военных действий.

-Сомневаюсь, что сей «самосвал» окажется проходимее русского дизельного Урала. Но по шоссе он побежит, возможно, быстрее, - сказал эксперт.

По его мнению, открытым остается вопрос — какой двигатель используют в установке — дизельный или бензиновый.

-Автоматизированной системы перезарядки нет, - отметил эксперт. - Значит, украинцы вручную будут пихать снаряды в пакет, в котором к тому же на 10 стволов больше, чем на «Граде». Солдаты потребуются более рослые, чтобы затолкнуть тяжелый снаряд в пятый верхний ряд. У нас на экспортных вариантах для низкорослых вьетнамцев, в свое время, пакет направляющих специально опускался еще ниже при заряжании.

-Единственное, что мне нравится, - это транспортировка расчета в расширенной кабине, - нашел единственный плюс в украинской разработке эксперт.

Ранее «Укроборонпром» сообщил о презентации Шепетовским ремонтным заводом машины БМ-21УМ «Берест, которая должна заменить стоящую на вооружении ВСУ БМ-21 «Град». Отмечается, что «Берест» имеет 50 реактивных снарядов, что на 10 больше, чем в «Граде», а также «большую мощность и точность ведения огня, более мобилен».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру