В Москве начался суд над сторонниками Вячеслава Мальцева

По словам обвиняемых, они стали жертвами провокации спецслужб

Пока сам оппозиционный блогер коротает время в изгнании во Франции, его сторонников судят за самую провальную и беспомощную попытку свержения власти в новейшей истории России. «Революция» 5 ноября 2017 года, о которой с придыханием вещал Мальцев, обещая вывести на улицы миллионы, ограничилась кучкой активистов и толпой любопытных наблюдателей. Зато несколько десятков человек обвинили в терроризме. Трое из них предстали перед окружным военным судом, остальные ждут начала процессов.

По словам обвиняемых, они стали жертвами провокации спецслужб
Слева направо: Олег Иванов, Сергей Озеров, Вадим Майоров (возможно, провокатор), Олег Дмитриев. Кадры оперативной съемки обыска просочились в Интернет.

На момент основания запрещенная на территории РФ организация «Артподготовка» была ультраправой, потом «переобулась» в либеральную и ближе ко дню Х — 5 ноября 2017 года — и вовсе стала левоанархической. Действительно, правые — для спецслужб давно отработанный материал, раскачать на радикальные действия либералов слишком сложно, а анархистам достаточно придать начальное ускорение, вселить в них веру в возможный успех, накрутив миллионные просмотры на ролики с революционными призывами, и самые наивные из них уже пойдут гуглить, как сделать «коктейль Молотова». А этого вполне достаточно для того, чтобы начать дело о терроризме.

В июле прошлого года в отношении Мальцева было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 280 («Публичные призывы к совершению экстремистской деятельности») УК РФ. Опасаясь ареста, он покинул Россию и, по слухам, уютно устроился в Руане, откуда продолжает выходить в эфир. В провале революции он винит то Путина и либералов, то еврейское закулисье и бойцов Кадырова, а иногда всех вместе, кроме себя.

Революция Мальцева была идеально спланированной провокацией по выявлению радикальных оппозиционеров перед чемпионатом мира по футболу и президентскими выборами, уверены многие правозащитники. Либо же Мальцев просто дурак, подставивший сторонников, что тоже вполне правдоподобно.

В Москве 5 ноября на улицу вышли около тысячи человек, половина из которых собиралась «поглазеть на движуху». В итоге задержали около 300 активистов вперемешку со случайными прохожими, четверть задержанных оказались несовершеннолетними.

Но часть арестов произошла еще до «революции».

1 ноября 2017 года в комнату, которую 39‑летний строитель Олег Дмитриев снимал в Подмосковье, ворвались люди в масках с криками «лежать!», а также несколько человек в штатском. Кроме Дмитриева в комнате находились его приятели, также сторонники Мальцева, Сергей Озеров, Олег Иванов и Вадим Майоров.

Кто-то открыл балкон и разбил бутылку, после чего комната наполнилась запахом бензина. Всех находящихся в комнате раздели по пояс и уложили лицами в пол.

Через несколько часов Дмитриева вывели на кухню и положили лицом на ковролин.

Вадим Майоров фигурантом уголовного дела не стал. При задержании, по словам оперативников, он сбежал. Однако обвиняемые уверены, что Майоров — внештатный сотрудник и провокатор, который принес в квартиру канистры с бензином и изготовил «коктейль Молотова». Надежда Белова (в материалах дела, что характерно, она проходит под другой фамилией), которая познакомила обвиняемых с Майоровым, по их мнению, является внештатным сотрудником ФСБ.

Все это напоминает ряд антиэкстремистских дел последних двух лет, например нашумевший процесс над участниками организации «Новое величие», которая с высокой долей вероятности была изначально создана сотрудниками спецслужб. Они также внедрились в группу оппозиционеров и стали предлагать переходить «от слов к делу» и радикализироваться.

И конечно, характерной деталью, учитывая прочие обстоятельства, является то, что целых 13 лет Мальцев трудился в органах внутренних дел, пока внезапно не осознал свою оппозиционность.

По мнению адвокатов, суды над сторонниками Мальцева должны закончиться до нового года, чтобы «закрыть отчетность». «За участие в террористическом сообществе и подготовку к совершению теракта им грозит наказание от пяти лет вплоть до пожизненного заключения, — отмечает адвокат Вадим Каменев. — Они не признали вину и не явились с повинной, поэтому очевидных оснований смягчать наказание нет, однако налицо умышленное вовлечение в противоправную деятельность. Учтет ли это суд, пока прогнозировать сложно».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27844 от 27 ноября 2018

Заголовок в газете: Артпровокация

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру