До суверенного интернета осталось полгода: что будет потом

«Блокировка - грубое действие, а мы говорим о более сложных алгоритмах работы с трафиком»

Думский Комитет по информационной политике подготовил ко второму чтению законопроект о суверенном российском Интернете. С 1 ноября 2019 года в исключительных случаях Роскомнадзор будет централизованно руководить сетями, а в постоянном режиме - централизованно блокировать запрещенную информацию.

«Блокировка - грубое действие, а мы говорим о более сложных алгоритмах работы с трафиком»

Законопроект предполагает создание в России автономной системы получения информации о доменных именах и сетевых адресах, оснащение всех операторов связи спецсредствами противодействия угрозам и введение новых правил маршрутизации трафика - только через «разрешенные» точки. В случае возникновения какой-то угрозы может быть введено централизованное управление российским Интернетом.

Одновременно предполагается создание новой системы блокировки запрещенной в России информации - не по нынешней схеме (когда контент должны вычищать операторы связи по решению суда или приказу разных ведомств), а, так сказать, «на входе». То, что россиянам видеть, слышать или читать, по мнению властей, нельзя, просто попробуют не пропустить в Сеть.

Принятый в первом чтении документ серьезно критиковался и правительством, и профильным думским комитетом, и Счетной палатой, и РСПП. Ко второму чтению в результате работы, в которой участвовали и крупнейшие операторы связи, в него внесли 27 поправок, сообщил глава комитета Леонид Левин («СР»). Сути дела они не меняют, но уточняют отдельные спорные и сложные моменты.

Перечня угроз, которые должны запускать механизм «ручного» и сепаратного управления российским Интернетом, так и не появилось: его позднее конкретизирует правительство, и оно же пропишет, кто и как должен определять, есть угроза или нет, и как следует действовать при её наличии. Правительство же пропишет случаи, когда операторы связи могут не направлять трафик через специальные устройства.

При обсуждении законопроекта многие опасались, не приведет ли установка спецсредств к снижению скорости Интернета, и кто будет за это отвечать - ведь Гражданский кодекс позволяет потребителям требовать через суд возмещения ущерба за предоставление услуг ненадлежащего качества. В результате придумали сложную и оставляющую мало надежд потребителям формулу: если в ходе рассмотрения претензии будет выявлено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение договора об оказании услуг случилось в результате работы техсредств противодействия угрозам, оператор вправе обратиться в Роскомнадзор с запросом о предоставлении сведений о том, так ли это. А потом суд будет решать, кому платить (если вообще платить).

Ещё одна поправка выводит из-под действия закона внутренние сети компаний и организаций, не подключенные к Интернету.

В ходе заседания комитета г-н Левин поинтересовался у главы Роскомнадзора Александра Жарова, насколько всё готово к реализации закона, который вступит в силу, за исключением некоторых требований, 1 ноября 2019 года. Г-н Жаров заверил: «набор новых полномочий» ведомству понятен, многие из нововведений давно обсуждались в правительстве, а Центр мониторинга угроз в Интернете уже создается. Да, ещё потребуется разработать 3 постановления правительства, 9 приказов Минцифры и 12 приказов Роскомнадзора, определяющие многие важные детали проекта, признал чиновник…

Депутатов интересовало также, «насколько современно и может обеспечивать качественные услуги» то спецоборудование, которое придется устанавливать операторам. Г-н Жаров заявил, что спецсредства должны пройти сертификацию, что означает «соответствие стандартам качества и выполнение поставленных задач». Дополнительными гарантиями, по его мнению, станут эксперименты, в которых готовы участвовать семь операторов связи. Сначала это отечественное оборудование испытают в лабораторных условиях, а потом на практике.

«Есть мнение, что создаваемый Центр мониторинга угроз - лишь повод дополнительно расширить сферу различных блокировок и ограничений в Интернете, расширить репрессивные полномочия Роскомнадзора»,- заметил г-н Левин. Но глава Роскомнадзора предложил «уходить от термина «блокировка»: действия, которые будет осуществляться новым оборудованием, сказал он, «это не блокировка, а противодействие», потому что «блокировка - грубое действие, а мы говорим о более сложных алгоритмах работы с трафиком», о создании условий, когда запрещенная информация будет «проходить с трудом», станет малодоступной.

Позднее, общаясь с журналистами, г-н Жаров признал, что «теоретически» новое оборудование может позволить более эффективно «противодействовать» запрещенному по решению суда в России мессенджеру Телеграм.

Второе чтение законопроекта планируется 11 апреля.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27948 от 10 апреля 2019

Заголовок в газете: До суверенного интернета осталось полгода

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру