На Украине назвали главное препятствие обмену пленными

Что происходит с ожидающими возвращения домой россиянами

В том, что обмен заключенными между Россией и Украиной состоится, сомнений практически нет. Вопрос в том, когда. Телефоны - вещь, запрещенная в заключении, но у отдельных пленных на Украине они есть. «Нас ориентируют и ориентировали по поводу обмена на следующую неделю, что происходит сейчас мы не понимаем!» - сообщил нам с помощью секретного мессенджера один из заключенных граждан России.

Что происходит с ожидающими возвращения домой россиянами

Утро пятницы приготовленные к обмену пленные - россияне, украинцы и молдоване - встретили в разных местах Украины и с разным настроением. Редактор РИА «Новости»-Украина Кирилл Вышинский по-прежнему в Киеве и на свободе - он выпущен под личное поручительство явиться на следующее заседание украинского суда, который рассматривает его дело по обвинению в «измене родины».

В один из санаториев под Киевом («МК» известно его название) свезены 15 «пленных» - так называют уже осужденных и еще пока подследственных из числа задержанных на Донбассе и просидевших годы по делам, связанным с трагедией 2 мая 2014 года в Одессе «сепаратистов и террористов».

Часть фигурантов не афишируемого списка «русских пленных» по-прежнему остаются в СИЗО. Например, очередного суда или обмена ждет в тюрьме взятый в плен под Санжаровкой 25 января 2015 года танкист батальона «Август» народной милиции ЛНР гражданин России Руслан Гаджиев. В декабре 2017 года его готовили к обмену и пропустили через суд - он получил не пожизненное заключение, как ожидалось, а 15 лет колонии строгого режима. После чего был вывезен в Славянск для обмена и оттуда внезапно, вместе с другими гражданами России, вернулся в места заключения. Приговор ему был отменен по апелляции, и сейчас его дело продолжает рассматриваться. В список на обмен его имя опять включено, но никаких действий в связи с этим вокруг него в четверг -пятницу не было.

Вывезенные под Киев пленные тоже занимаются своими обычными делами - никто и не делал попытку вывезти их в аэропорт или любое другое место, уже больше недели они под строгой охраной находятся в «концентрационном лагере с комфортными условиями проживания». Так от имени Игоря Кимаковского кто-то написал в его телеграм-канале «Железный зек».

Происходящее в Киеве утром в пятницу выглядело как причудливая помесь управленческого хаоса и специальной операции. Во-первых, только что назначенный генпрокурор Украины в два часа ночи перепостил чужое сообщение о том, что обмен пленными уже состоялся. Надо понимать, что новая Верховная Рада голосовала до половины третьего и в это время еще бодрствовала большая часть парламентской прессы, поэтому новость тут же подхватили со ссылкой на «официальный» источник.

К утру появились фото главы РНБО Украины (Совета национальной безопасности и обороны ) Александра Данилюка из аэропорта с цитатой о том, что он «надеется на возвращение пленных». Информация о том, что «журналисты, родственники и сам глава РНБО страны в аэропорту встречают самолет из Москвы» сразу же пошла гулять по СМИ. Но Данилюк вообще-то летел с плановым визитом в Вашингтон из аэропорта «Борисполь», журналисты собрались в аэропорту «Жуляны», а родственников украинских моряков не было и в помине ни в одном из аэропортов - небольшая часть из них порывалась ехать в Киев для встречи сыновей под воздействием новостей, но быстро вернулись обратно после звонков в официальные органы. Было твердое ощущение, что этот коктейль фейковых новостей кто-то активно направлял и взбалтывал.

В Киеве говорят, что задержка из-за того, что не сошлись в именах. Москва якобы требует включить в список выкраденного недавно прямо из квартиры в городе Снежное бывшего начальника ПВО Славянской бригады ДНР Владимира Цемаха, а «украинские партнеры» не хотят отдавать человека, приготовленного для дачи показаний международной следственной группе по сбитому малазийскому «Боингу» рейса МН-17.

«Жена украинского моряка уехала ни с чем»

С раннего утра в аэропорту «Киев» собрались десятки журналистов, приехала и жена украинского моряка Романа Мокряка Оксана. Все напряженно следили за прибывающими самолетами.

На самом деле информация о якобы назначенном на пятницу обмене оказалась чистой воды фейком. Обмен не был «отменен», «перенесен» - его никто и не планировал проводить именно 30 августа. Об этом «МК» сообщил адвокат недавно выпущенного из украинского СИЗО после пятилетней отсидки по надуманным обвинениям россиянина Евгения Мефедова – Валентин Рыбин. «Это чистой воды информационный вброс, - заявил адвокат. – Не знаю, какую цель преследовали его авторы. Первоисточником является некий телеграм-канал, который я не читаю. Люди настолько хотели в это поверить, что разнесли это по всем информационным ресурсам».

«Я что-то переживаю за самолет с нашими моряками, который взлетел и никак не может приземлиться в Украине, как в Бермудском треугольнике! – смеется Рыбин. – Ребята, не введитесь на фейки, проверяйте информацию, обращайтесь к тем людям, которые могут сказать что-то внятное! Пока никто никуда не летит. Все граждане РФ и Украины, которые должны участвовать в обмене, находятся либо в пункте сбора, либо в СИЗО и местах отбывания наказания».

Адвокат Рыбин не исключил, что обмен может состояться в самое ближайшее время. «Мы можем только предполагать, что это может быть следующая неделя, поскольку часть лиц уже собрана в соответствующих пунктах. Россия также осуществляет мероприятия по доставке участников обмена в Москву. Стороны готовятся к процедуре».

Сейчас главным препятствием для обмена является отсутствие указа президента Зеленского о помиловании тех его фигурантов, кто уже осужден украинскими судами. Как пояснил адвокат, признание своей вины заключенным вовсе не является необходимым условием для помилования, ему достаточно просто обратиться к президенту с соответствующей просьбой. «Те лица, в отношении которых приговоры вступили в законную силу, ожидают указа Зеленского о помиловании. – сказал Рыбин. – Скорее всего, сейчас этот указ готовится. Конечно, он мог бы появиться и раньше. Но, наверно, еще не настало время». Также адвокат пояснил, что формула обмена 33 на 33 не является конечной. Она «может изменяться».

Между тем глава политсовета украинской партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» Виктор Медведчук и сопредседатель партии Вадим Рабинович посетили в СИЗО «Лефортово» осужденных Станислава Клыха и Николая Карпюка и выразили надежду, что те скоро вернутся домой. Что же касается режиссера Олега Сенцова — по информации ОНК Москвы он также содержится в Лефортово. Однако правозащитников вчера не допустили к общению с украинскими заключенными — якобы таково было их собственное желание.

Кого отдадут в Россию с Украины?

Впервые тема крупного обмена между Россией и Украиной была поднята в рамках предвыборной кампании в Верховную раду. Один из лидеров «Оппозиционной платформы» Виктор Медведчук добился освобождения нескольких человек из плена ДНР и ЛНР, а Зеленский в противовес начал переговоры об освобождении 24 украинских моряков. Сделать это до выборов не получилось, но диалог был запущен. В августе с президентом России Владимиром Путиным эту тему уже обсуждал глава Франции Эмануэль Макрон, а СМИ начали писать о формуле обмена «33 на 33».

Надежда Савченко

До сих пор Россия и Украина только один раз обменивались заключенными — в Киев прилетела «наводчица» Надежда Савченко, ставшая к тому моменту депутатом Верховной рады, а в Москву вернулись «бойцы ГРУ» Александр Александров и Евгений Ерофеев. Президенты России и Украины синхронно помиловали их, а затем самолеты с освобожденными людьми синхронно поднялись в воздух. При этом украинка и россияне отказались просить о помиловании, так как не признали себя виновными, но это не помешала властям подписать соответствующие указы.

Однако одно дело освободить 3 человек, и совсем другое — 66. Во-первых, не все участники нынешних списков осуждены. В частности, не признаны виновными украинские моряки, захваченные в Черном море по обвинению в попытке незаконного пересечения российской границы. С украинской стороны тоже не все просто.

Евгений Ерофеев и Александр Александров

По словам адвоката Валентина Рыбина, Киев может передать России 12 человек. Среди них: Максим Одинцов, Александр Баранов, Евгений Мефедов, Игорь Кимаковский и Руслан Беджиев. Не все помилованы и не все выпущены из СИЗО. А значит и процедура обмена для каждого будет отличаться.

Евгений Мефедов за решеткой украинского СИЗО провел пять лет. В конце августа его выпустили на свободу, после того как за него внесли установленный судом залог в размере 154 тыс. гривен (394 тыс. рублей). Первоначально его обвиняли в организации массовых беспорядков в Одессе 2 мая 2014 года. В этот день он оказался на площади Профсоюзов, где укрылся в здании и чуть не сгорел. Сотрудники СБУ задержали его в больнице, куда он попал с ожогами.

18 сентября 2017 года Ильичевский городской суд полностью оправдал его по делу «2 мая», но тут же его обвинили в том, что 28 марта 2014 года он участвовал в автопробеге посвященном 70-летию освобождения Николаева, и возложил цветы к памятнику морпехам-ольщанцам. Суд усмотрел в этих действиях «посягательство на территориальную целостность Украины» и «призывы к захвату власти». Два года назад Мефедова уже готовили на обмен, но потом от этой идеи отказались.

Еще один россиянин — Игорь Кимаковский, уже четыре года находится в украинском СИЗО в ожидании приговора или обмена. В июне 2015 года бывший преподаватель из Санкт-Петербурга решил на собственные деньги закупать продукты, одежду и развозить пострадавшим жителям Донбасса. Местность он знал плохо и во время поездки из Дебальцева в Новоазовск заехал на украинский блокпост, где и был задержан пограничниками.

Против него возбуждены уголовные дела сразу по нескольким статьям. Его обвиняют в пособничестве терроризму, посягательстве на территориальную целостность страну, ведении агрессивной войны против Украины и в незаконном использовании оружия. При себя у Кимаковского нашли свидетельство «снайпера ДНР» с его фотографией, но другим именем. Ему еще не вынесен приговор, но перечисленные статьи предусматривают лишение свободы на срок от 10 до 15 лет. Ему предлагали признать вину, но он настаивает, что признаваться ему не в чем.

Двое военных, которых также готовят на обмен - Максим Одинцов и Александр Баранов оказались в украинской тюрьме в феврале прошлого года. В ноябре 2016 года СБУ выманила их из Крыма под предлогом передачи документов об образовании, а потом задержала. Украинская сторона обвинила их в госизмене и дезертирстве, поскольку после присоединения Крыма к России они перешли из украинской армии в российскую. Одинцова приговорили к 14 годам лишения свободы, а Баранов получил 13 лет.

Адвокат «ГРУшника» Ерофеева Оксана Соколовская рассказала «МК» о юридической стороне процедуры обмена:

- В Случае с Ерофеевым была достигнута договоренность глав России и Украины, по которой моего подзащитного помиловали и отправили на родину. Но помилование не единственная возможность отпустить человека на свободу. При наличие политической воли президент может принять решение об освобождении в любой момент. Кроме того, юридической процедуры обмена на Украине нет.

- Возможно, что человека осудили в России, а наказание он будет отбывать на Украине?

- Теоретически это возможно, но судебные органы Украины должны признать российский приговор. Но это очень сложная процедура, которая требует гораздо больше времени, чем помилование. Вот если бы он совершил преступление в Украине, а поймали его в России, то с передачей проблем не было бы.

- А если человека арестовали, но осудить еще не успели, в этом случае его можно выдать на родину?

- Можно, но опять же все будет зависеть от места совершения преступления. И власти обоих государств должны на это согласиться. Для этого есть порядок экстрадиции, но он привязан к месту совершения преступления. Например, Мефедов, которого судят по «делу 2 мая», не может отбывать наказание в России, так как преступление было совершено в Одессе.

- Как же тогда их будут обменивать?

- Ничего страшного, юридическая составляющая в этой истории большого значения не имеет. Минские соглашения никакой юридической силы тоже не имеют, но их все равно исполняют. Это вопрос договоренностей между властями двух стран.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28063 от 31 августа 2019

Заголовок в газете: Обмен начался с фальстарта

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру