Феномен Навального: почему большинство россиян стремятся о нем не говорить

Политолог Алексей Макаркин объяснил результаты опроса об отношении к оппозиционеру

05.11.2019 в 17:17, просмотров: 20554

Больше половины россиян безразличны к оппозиционеру Алексею Навальному и ничего не знают о его деятельности, об этом говорит опрос, проведенный «Левада-Центром». В ходе опроса 25 процентов респондентов сказали, что относятся в Навальному отрицательно, 9 процентов - положительно.

Феномен Навального: почему большинство россиян стремятся о нем не говорить

60 процентов россиян утверждают, что безразличны к Алексею Навальному, 47 процентов опрошенных ничего не знают об обысках в региональных отделениях фонда борьбы с коррупцией (ФБК), а также об уголовных делах против сотрудников организации.

18 процентов граждан России считают обыски в ФБК подавлением независимых антикоррупционных расследований, столько же – актами защиты государства от агентов влияния иностранных государств. 12 процентов опрошенных высказали уверенность, что обыски в региональных отделениях ФБК являются проявлением борьбы государства с отмыванием денег.

Опрос проводился по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения в возрасте от 18 лет в 50 регионах России.

Как можно интерпретировать цифры, полученные в результате опроса?

Говорит заместитель директора Центра политических технологий профессор Алексей МАКАРКИН:

«У меня такое ощущение, что большинство россиян стремятся о Навальном не говорить. Потому что они не имеют четкого мнения. А раз они не имеют четкого мнения, то они стараются проигнорировать, закрыться, уйти от четких оценок «за» или «против».

Суммарно симпатизируют и не симпатизируют Навальному около трети респондентов. Это те, кто имеет четкую позицию, другие ее не имеют. Навальный вызывает интерес. Он создает информационные поводы, активно присутствует в Интернете, его информационные поводы выходят далеко за пределы протестной аудитории. Я однажды шел по Москве и случайно услышал, как рабочие-ремонтники обсуждают очередное расследование Фонда борьбы с коррупцией, это, казалось бы, совершенно не профильная аудитория. Россияне все активнее пользуются Интернетом, поэтому расследования ФБК «проникают» в более широкие аудитории, чем аудитория сторонников политического протеста.

С другой стороны, Алексей Навальный людям непонятен. Непонятны его мотивы, неизвестны источники его финансирования, непонятно, чего он хочет. Образ «непонятного человека» приводит к тому, что люди проявляют осторожность. Вроде бы им интересно, но, с другой стороны, вдруг за ним Америка стоит? Вроде бы правду говорит, но откуда берет деньги? И зачем он эту правду говорит?.. Аресты, обыски и прочее создает скандальный образ этого человека. А люди в большинстве своем скандалов не любят. Поэтому создается достаточно противоречивая картина. И хотелось бы его поддержать, но есть недоверие к нему, достаточно серьезное.

Конечно, большую роль играет кампания, развернутая против Навального на телевидении. С экрана его называют американским агентом, это тоже создает проблемы. Кто-то в это верит, кто-то не верит, но негативная кампания против него размывает дихотомию «хороший Навальный – плохие чиновники», а ведь он ориентирован именно на такое черно-белое противопоставление. В результате негативной информации создается впечатление, что нет однозначно правых и однозначно виноватых: да, конечно, чиновники коррумпированы, но мотивы Навального непонятны, да и сам он выглядит сомнительно. Поэтому когда задается вопрос, то многие люди предпочитают просто уйти от ответа».