Саммит НАТО ознаменовался скандалами

Почему поссорились Трамп, Макрон и Эрдоган

В прохладном лондонском воздухе в последние дни витал страшный дух североатлантического праздника. И вот его время пришло. Британская столица принимает лидеров НАТО.

Лондонский съезд глав стран-членов Североатлантического альянса по случаю 70-летия этой организации с самого начала не обещал быть томным. Нервозность устроителей саммита была связана не столько с оргвопросами, сколько с тем, удастся ли избежать скандалов.

Почему поссорились Трамп, Макрон и Эрдоган

Большой праздник без драки – это и не праздник вовсе. Есть, конечно, вероятность, что участники юбилейного саммита НАТО без драк обойдутся и чинно-благородно обсудят насущные проблемы, выпустят совместное коммюнике и разъедутся по домам. Но это вряд ли.

Тем более, что в гостях, потенциально способных «зажечь» на натовском юбилее, дефицита не наблюдается.

Первый из них, конечно, американский президент. Позиция Трампа по НАТО тревожит его европейских партнеров. «Твиты» главы Белого дома попортили им немало крови. То Дональд Трамп обвинял союзников в том, что они сидят на шее у Соединенных Штатов, не желая раскошеливаться на оборону в общий натовский котел. То вообще задавался вопросом: а оно (НАТО) нам (американцам) вообще надо? Это заставило лидеров Западной Европы тоскливо констатировать, что их странам – случись что – больше не приходится стопроцентно полагаться на помощь из-за океана. И знаменитая 5-я статья Североатлантического договора с ее принципом «один за всех, все за одного» приобретает просто призрачные очертания.

Поэтому Трампа в Лондоне ждали с тревогой: что еще он учудит? А когда ждут буйного гостя, его стараются по возможности умаслить, чтобы не слишком выходил из берегов.

Вот и сейчас генсек Столтенберг пообещал, что военные расходы европейцев (и примкнувших к ним канадцев) вырастут на $130 млрд до 2020 года. Но разве ж угадаешь, что еще вызовет трамповское раздражение?

Скандалистом №2 незадолго до саммита оказался французский президент Эмманюэль Макрон. Он шокировал союзников по альянсу диагнозами, из которых следует, что у НАТО умирает мозг, а сама организация погружается в коматозное состояние. В Берлине, Варшаве и Вильнюсе такие медицинские выводы вызвали раздражение. А источники в Белом доме рассказали прессе, что макроновские слова про «смерть мозга НАТО» сильно разозлили Трампа.

А чего злиться? Макрон-то прав: солидарность и согласованность действий североатлантических партнеров остались где-то там, далеко в прошлом. То Турция устраивает военные эскапады в Сирии без оглядки на Брюссель, то аналогичным образом в той же Сирии действуют американцы. Ну, а слова Макрона о том, что главный враг натовского сообщества – не Россия с Китаем, а терроризм, приклеили к французскому президенту ярлык «анфан террибля». Зато параллельно Макрон все больше завоевывает репутацию европейского лидера с самостоятельной позицией.

И замыкает скандальную тройку участников юбилейного действа Реджеп Тайип Эрдоган. Ему тоже не понравились макроновские диагнозы – настолько, что турецкий лидер перешел на личности и посоветовал своему французскому коллеге сначала проверить свой мозг (в Париже вполне ожидаемо обиделись). Тут он с Трампом оказался единодушен. Чего нельзя сказать про другие сферы, в которых между Анкарой и Вашингтоном пролегла глубокая трещина. Тут вам и покупка турками российских С-400, и вторжение на север Сирии.

Но, критикуя Макрона, Эрдоган и сам выступает как самый настоящий диссидент, вносящий дух раздора в НАТО. А как иначе воспринимать его слова о том, что Турция не поддержит натовский план по защите Польши и стран Балтии, если альянс не признает формирования сирийских курдов террористическими. И если коллеги по Североатлантическому блоку сочтут, что подобные условия смахивают на шантаж, они не будут далеки от истины. Не прибавляют в их глазах симпатий Эродогану и его слова о партнерстве с Москвой (пусть и с оговоркой, что это партнерство не служит альтернативой отношениям с союзниками).

Словом, братской любовью и безукоризненным союзничеством в НАТО на фоне юбилея даже и не пахнет. Но вряд ли стоит ожидать того, что этот блок только и ждет, чтобы треснуть по швам и рассыпаться. Даже Турция с ее амибициями вряд ли в обозримом будущем возьмет да и объявит о своем выходе из альянса. В конце концов, милые бранятся – только тешатся. А Россия как главный раздражитель (что бы ни говорили Макрон, Эрдоган и другие) останется объединяющим фактором. И даже больше – пожалуй, главным оправданием самого существования альянса.

По иронии судьбы юбилейный натовский саммит совпал с еще одной круглой датой. В начале декабря 1989 года на Мальте состоялась встреча Буша-старшего и Горбачева, положившая, как считается конец «холодной войне». Прошло 30 лет – и такое ощущение, что этих трех десятилетий как будто и не бывало. То есть, конечно, Советского Союза нет, зато и НАТО, и холодная война (в версии 2.0) наличествуют. Вот и Ангела Меркель говорит: «Сохранение НАТО сегодня – в наших фундаментальных интересах, даже больше, чем во времена холодной войны, или, во всяком случае так же как во времена холодной войны».

Так что этот натовский дуб еще пошумит. Несмотря на «смерть мозга» и склочный дух праздника.

Читайте также: О чем умолчат на пресс-конференции Путина 19 декабря

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28142 от 4 декабря 2019

Заголовок в газете: Какое ж НАТО без скандала

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру