На мировой карте может появиться новое государство: Бугенвиль ждет результатов

Согласится ли Папуа-Новая Гвинея «отпустить» островной регион в свободное плавание

На субботу, 7 декабря, намечено оглашение результатов референдума, в результате которого на политической карте мира может появиться новое независимое государство. В ноябре жители малоизвестного широкой публике маленьком архипелаге Бугенвиль в Соломоновом море вышли на референдум, который должен определить их будущее.

Согласится ли Папуа-Новая Гвинея «отпустить» островной регион в свободное плавание

Архипелаг Бугенвиль находится в 700 км от основного побережья Независимого Государства Папуа – Новой Гвинеи, в состав которого входит, но желал бы выйти.

Идея такого референдума возникла давно, без малого лет двадцать назад, когда в 2001 году в качестве одного из пунктов мирного соглашения, призванного положить конец длительному конфликту, правительство Папуа-Новой Гвинеи пообещало жителям Бугенвиля, что в будущем они получат возможность проголосовать для того, чтобы решить судьбу архипелага.

В преддверии референдума и оглашения его результатов наблюдатели предрекали, что большинство голосов будет отдано за независимость Бугенвиля.

Но означает ли это, что возникновение на политической карте мира нового государства неизбежно? И даже если это произойдет, будет ли это значить, что проблемы бугенвильцев будут исчерпаны?

«Минеральные богатства Бугенвиля, очевидно, являются важным фактором в его стратегическом значении, и потенциальная морская территория под его контролем будет иметь последствия для рыболовства и других разработок ресурсов в регионе», – цитирует Financial Times сказал Шейна Маклеода, аналитика из Института Лоуи.

Надо отметить, что история бугенвильского сепаратизма насчитывает несколько десятилетий. В самом начале сентября 1975 года Северные Соломоновы острова в одностороннем порядке объявили о своей независимости от управлявшейся Австралией территории Папуа — Новой Гвинеи, которая сама собиралась стать независимым государством 16 сентября. Тем не менее, архипелаг оказался в составе Папуа-Новой Гвинеи. Но в 1988 году сепаратисты подняли восстание и даже объявили в 1990 году о независимости Бугенвиля. Восстание однако было подавлено. В результате шедших при посредничестве Новой Зеландии переговоров в 2000 году был создан Автономный регион Бугенвиль, а также установлена возможность проведения референдума о независимости острова в будущем.

В центре противостояния между центром и сепаратистами лежат во многом вполне рациональные причины. И одна из них – это огромная шахта Пангуна, где добывают золото и медь. С тех пор, как эти копи были открыты в начале 1970-х, их продукция обеспечивает почти половину доходов государства от экспорта.

Бугенвильцы же считают, что если бы доходы шли исключительно на благо их островов, а не всего государства, то островитяне жили бы гораздо лучше.

В 1988 году противоречия из-за шахты обострились настолько, что началось силовое противостояние между правительством и сепаратистами из «Бугенвильской революционной армии». В ходе продолжавшейся до 1997 года настоящей гражданской войны погибли, по оценкам, до 20 тыс человек (то есть около 10% населения архипелага).

Лидеры сепаратистов подписали мирное соглашение с центральным правительством. По непростому вопросу бугенвильской независимости стороны пришли к согласию, что референдум о независимости должен быть проведен через 10–15 лет после избрания первого автономного правительства Бугенвиля, но окончательное решение о том, станет ли Бугенвиль независимой страной, остается за руководством Папуа-Новой Гвинеи.

Организовать голосование в Бугенвиле, где 90% людей живут в сельских поселениях и деревнях, где около половины населения неграмотно, и в которой нет радио или телевизионной сети, охватывающей все население, куда с основной территории страны поступает в день всего несколько сотен экземпляров газет, конечно, было нелегко.

Участникам референдума было предложено ответить: хотят ли они голосовать за большую автономию в составе Папуа-Новой Гвинеи или же за независимость.

Судя по настрою общества, большинство бугенвильцев хотят независимости. Но есть и те, кто считает, что из прагматических соображений лучше ограничиться более широкой автономии, что может обеспечить лучшую финансовую защищенность региона.

Как бы то ни было, еще до оглашения результатов референдума, для многих было очевидным: процесс обретения Бугенвилем собственной государственности не будет моментальным. По некоторым оценкам, он растянется на несколько лет, а то и на целое десятилетие. Конечно же, в первую очередь многое будет зависеть от доброй воли центрального правительства.

И еще: пример Бугенвиля может оказать воздействие на центробежные тенденции в Тихоокеанском регионе. Так, на март 2020 года намечен референдум о независимости штата Трук (Чуук), входящего сейчас в состав Микронезии. Правда, центральные власти этого небольшого государства обещают длительную юридическую битву за сохранение целостности страны, даже если на референдуме будет сказано «да» в пользу отделения штата.

Теоретически, в 2020 году может состояться референдум о независимости Новой Каледонии, являющейся французским владением. Правда, на состоявшемся в ноябре прошлого года голосовании большество его участников отклонило предложение о независимости Новой Каледонии. Но согласно соглашению между Парижем и местными властями новокаледонцы имеют возможность вновь проголосовать за независимость в 2020 и 2022 годах при условии, если по крайней мере треть местного законодательного собрания вынесет такое решение.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру