Путин и Белоруссия: Кремлю задали сложную задачу

Лукашенко как новый Чаушеску

Направо пойдешь — Белоруссию потеряешь. Налево пойдешь — тоже Белоруссию потеряешь. Остается искать некий срединный курс, который позволит России избежать масштабных геополитических потерь по итогам бушующего сейчас в соседней стране кризиса власти. Приблизительно так выглядит сейчас задача, которая во весь рост встала перед Владимиром  Путиным.

Лукашенко как новый Чаушеску

«Основной инстинкт» российской власти применительно к странам СНГ всегда состоял в том, чтобы поддерживать правящий режим. Но вот разумно ли поддаваться такому инстинкту в условиях,  когда этот правящий режим вызывает нестерпимую изжогу у собственного населения и к тому же совсем недавно демонстрировал до крайности нелояльное отношение к Москве? 

Однако делать ставку на слом режима Лукашенко — не менее опасная стратегия. Таким образом Кремль рискует помочь Западу закрепить за собой контрольный пакет акций белорусской политики. Единственный выигрышный курс для России — попытаться сыграть роль нужного всем сторонам посредника. Но эту задачу легче сформулировать, чем осуществить.

На протяжении почти четверти века своего правления коммунистический диктатор Румынии Николае Чаушеску проводил подчеркнуто дистанцированную политику по отношении к Советскому Союзу. Чаушеску заигрывал с Западом, открыто осуждал многие самые важные внешнеполитические шаги Москвы, культивировал внутри своей страны тезис об «исторических правах Румынии» на территорию Молдавской ССР. Однако, когда в декабре 1989 года в столице страны Бухаресте вспыхнуло народное восстание, Чаушеску сразу вспомнил, что Румыния является членом Организации Варшавского договора и запросил военной помощи у Москвы...

В 1849 году восставшая Венгрия фактически вышла из под контроля молодого австрийского императора Франца-Иосифа. Но власть австрийского монарха была спасена благодаря масштабному вторжению в Венгрию российских войск. Пройдет всего несколько лет и Вена с лихвой «отблагодарит» своих спасителя. Из-за агрессивной позиции Франца-Иосифа условия мирного договора, которая Россия была вынуждена подписать после проигранной Крымской  войны, оказались для нашей страны особенно тяжелыми и унизительными. 

В Александре Лукашенко образца второй половины августа 2020 года есть что-то и от Николае Чаушеску, и от императора Франца-Иосифа. Еще считанные дни тому назад белорусский батька старательно наводил мосты с Западом и гневно вещал об « угрозе с Востока» (то есть из России). Но, «обжегшись» на выборах, Александр Григорьевич внезапно вспомнил о том, что Россия является его самым ближайшим союзником. Сейчас батька откровенно пытается манипулировать Путиным, играя на антизападных инстинктах российского президента и на его ненависти к западным технологиям оранжевых революций.

Такая ситуация создает для Москвы искушение принять «блудного Лукашенко» в свои объятия. В течение последних месяцев и лет лидер Белоруссии, несмотря на жесткий прессинг со стороны России, отказывался идти навстречу Кремлю в сфере интеграции двух стран.  Но сейчас ослабленному батьке не до политической торговли. В обмен на российскую поддержку сохранения его режима он может пойти на такие уступки, которые еще вчера казались ему немыслимыми. 

Однако, с моей точки зрения, поддаваться такому искушению ни в коем случае не стоит. Тактический выигрыш для Москвы обернется стратегическим поражением уже через два-три хода. Сколько бы Лукашенко ни цеплялся за власть, он все равно уже «уходящая натура». Пытаться «углублять интеграцию» с таким потерявшим легитимность президентом означает разрушать наше совместное будущее, безнадежно дискредитировать внутри Белоруссии идею сближения двух стран, вступить в конфликт со значительной частью белорусского народа. 

Однако прямо противоположный курс — порвать с Лукашенко, открыто списать его в политический утиль и перейти на сторону его противников — является для Владимира Путина еще более немыслимым. Как уже было сказано выше, в исторический перспективе режим Лукашенко уже является обреченным. Но историческая перспектива вполне может не совпасть с краткосрочными текущими политическими реалиями. 

Строй, который возвел батька, может агонизировать в течение достаточно долгого времени — и оставаться очень опасным.

В ситуации есть еще один, даже более важный аспект. На Западе Путина принято изображать коварным и лишенным всяких принципов политиком. Но такая «картина мира» глубоко ошибочна. При всей фирменной политической непредсказуемости ВВП у него есть набор четких принципов, от которых он никогда не отступает.

Один из этих принципов — яростное неприятие теории и практики цветных революций. Несмотря на все коварство Лукашенко, несмотря на все его многочисленные прошлые антироссийские шаги в глазах Путина он все равно остается его многолетним политическим партнером. А партнеров и соратников Путин не кидает - даже если это лишает его свободы политического маневра. Насколько оправданной является основанная на постулате «не могу поступиться принципами» подобная политическая линия — вопрос открытый. Назову лишь две фамилии: Шеварднадзе в Грузии и Янукович на Украине. Но Путин есть Путин. В этом плане его уже, видимо, не изменишь. 

Насколько тот Путин, который у нас есть, способен эффективно защитить интересы России в Белоруссии? У нас есть очень серьезные козыри. Экономики двух стран тесно связаны. Без тесного сотрудничества двух стран, без разных форм скрытой и открытой помощи со стороны России экономика Белоруссии быстро ляжет на бок. В отличие от Украины в период правления Януковича, в Белоруссии нет раскола на пророссийский восток и антироссийский запад. В отличие от Украины 2014 года, протест в Белоруссии не носит ярко выраженного антироссийского характера. Но подобные козырные карты в наших руках еще не гарантируют того, что мы сумеем их грамотно разыграть.

Некоторые наблюдатели сравнивают стартовавший процесс ползучей смены власти в Белоруссии с недавней сменой власти в Армении, которая, несмотря на прозападные симпатии многих членов ближнего окружения нового лидера страны Пашиняна, не привела к смене внешнеполитической ориентации Еревана.

Считаю подобное сравнение излишне оптимистичным. Для Армении тесные связи с Россией — это вопрос выживания страны. Для Белоруссии тесные связи с Россией — это вопрос политического выбора. Для многих стран Восточной Европы разрыв взаимовыгодных экономических связей с Москвой обернулся и по-прежнему оборачивается масштабными экономическими потерями. Но, руководствуясь политическими соображениями и давлением со стороны Запада, они в свое время пошли на эти потери и по-прежнему с ними мирятся. Белоруссия — это маленькая, компактная европейская страна с законопослушными гражданами. В отличие от анархической Украины Европейский Союз даже в своем нынешнем ослабленном состоянии готов сравнительно быстро интегрировать ее в свои ряды.

За Белоруссию России придется очень серьезно побороться. Побороться не в плане применения силы, а умно — в плане завоевания и сохранения симпатий белорусского общества, его убеждения в том, что остаться с Россией и разумнее, выгоднее и приятнее. Проиграть эту борьбу мы просто не имеем права.

Появилось видео Лукашенко, предлагающего оппозиции метлы

Смотрите видео по теме

Сюжет:

Выборы президента Белоруссии 2020

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28342 от 20 августа 2020

Заголовок в газете: Лукашенко — новый Чаушеску?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру