Глеб Смидович: "Векторы гражданской интеграции"

Отсутствие четкого разграничения полномочий между различными уровнями государственного управления в отношении регулирования миграции населения на сегодняшний день является серьезной проблемой для интеграции мигрантов в РФ. Размытые в законодательстве пределы компетенций в сфере миграции и интеграции мигрантов являются препятствием для согласованности действий, необходимых для реализации единой государственной миграционной политики.

Глеб Смидович: "Векторы гражданской интеграции"

Вместе с тем интеграция мигрантов происходит на конкретном уровне – местном, т.е. муниципальном. И именно на этом уровне должно осуществляться местное самоуправление. Но затянувшаяся на 20 лет муниципальная реформа в РФ привела к фактическому упразднению местного самоуправления, т.к. после утверждения поправок в Конституцию в уходящем 2020 году оно перестало существовать как независимый институт гражданского саморегулирования на местах.

Необходимость локализации управления интеграцией мигрантов до местного муниципального уровня подтверждается международным опытом. В зарубежных странах вопрос интеграции мигрантов не только локализован до уровня муниципалитетов, но имеет индивидуальный подход – специальные интеграционные контракты заключаются между заинтересованными в интеграции мигрантами и главами муниципалитетов. Мало того, именно в вопросе интеграции мигрантов происходит децентрализация власти, и муниципальные образования через свои объединения берут на себя функции, до которых у государств не доходят руки или они игнорируются по различным социально-политическим причинам.

С одной стороны, государства сосредоточены на решении таких масштабных проблем, как экономическая и политическая глобализация, с другой – в силу сложности регулирования на этом уровне процессов, которые они порождают, таких как миграция и необходимость интеграции мигрантов – им не уделяется должного внимания, а на уровень, на котором они реально происходят и должны регулироваться, необходимые полномочия не делегируются. И это при том, что естественная депопуляция в развитых странах, включая Россию, уже давно объективный и необратимый в среднесрочной перспективе процесс. Государства не предпринимают необходимых действий для эффективного использования единственного возможного ресурса для возмещения убыли – пополнения своего населения за счет миграции на постоянное место жительства. А качественный состав миграции населения, в свою очередь, зависит от интеграционной политики и необходимых мер в этой сфере, которые должны предприниматься и могут реализовываться ни в масштабах государств, ни на региональном, а только на местном муниципальном уровне. Процесс интеграции происходит здесь и сейчас, именно на локальном и индивидуальном уровне, ведь речь идет об индивидах и их интеграции на местах в конкретное общество, возможности их последующего движения по пути получения вида на жительство и гражданства в случае взаимной заинтересованности прибывающей и принимающей сторон.

Взвешенное и поэтапное определение границ необходимости государственного вмешательства в экономику стало основой успеха экономической реформы в Китае. Этот же подход позволил КНР первой в мире выйти из глобального экономического пике, обусловленного пандемией коронавируса в 2020 году. Властные отношения, их разделение, иерархия и соотношения на разных уровнях государственного управления – основополагающие.

Поэтому, даже в существующем номинальном виде в РФ, именно институт местного самоуправления может стать инструментом эффективного регулирования миграционными и интеграционными процессами на местах при делегировании необходимых бюджетных полномочий и возможности соответствующих законотворческих инициатив. Это необходимо для роста гражданской инициативы, также отвечающей за интеграцию мигрантов в общество, и возможности реализации индивидуального подхода к интеграции мигрантов на поселенческом уровне.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру