Цель отправленных Белому дому запросов – «начать просто разбираться, что мы можем сделать вместе», пояснил посол Антонов.
«Все, что мы хотим, – предсказуемости, уверенности в завтрашнем дне, уверенности в действиях США, жить спокойно для того, чтобы внешняя политика помогала внутреннему развитию страны», – заявил российский посол. По его сторонам, Россия ожидает от американской стороны прагматичного сотрудничества в вопросах космоса, Арктики и борьбы с пандемией.
Также глава российской дипмиссии в Вашингтоне не исключил прогресс в вопросе ядерной программы Ирана.
«Байден заявил о том, что он собирается туда вернуться, не совсем ясно, как это будет сделано, но самое главное, что это заявлено, это многостороннее взаимодействие и мы к этому готовы, – отметил Анатолий Антонов. – Я очень рассчитываю, что в ближайшее время будут подвижки по этому направлению».
Не исключает посол РФ и возможностей для дальнейшего российско-американского диалога по ситуации в Афганистане и Сирии. Не исключает Россия и диалога с США по Латинской Америке, несмотря на множество расхождений во взглядах, добавил Анатолий Антонов. Вместе с этим, уверен дипломат, в ближайшей перспективе Соединенные Штаты продолжат оказывать давление на Россию.
Ранее американский президент Джо Байден при первом своем посещении Госдепартамента выступил с программной внешнеполитической речью, в которой пообещал, что США больше не будут «отступать перед агрессивными действиями России». Байден заявил тогда, что во время своего первого телефонного разговора с президентом Путиным он указал своему российскому коллеге на изменение отношений двух стран. Позднее американский президент поручил директору Национальной разведки США подготовить доклад по России.
Новый американский лидер дал также ясно понять, что не приемлет высказанных в свое время его предшественником Дональдом Трампом идей о возможности присоединения России вновь к формату G7.
Тема России прозвучала и в выступлении Байдена на Мюнхенской конференции по безопасности, проводимой в онлайн-формате. В частности, американский президент обвинил Владимира Путина в стремлении «ослабить европейский проект и союз НАТО, потому что Кремлю гораздо проще запугивать отдельные страны, чем вести переговоры с объединенным трансатлантическим сообществом». По словам Байдена, «российские власти хотят, чтобы другие думали, что наша система настолько же коррумпирована или даже более коррумпирована».
Однако при этом американский президент подчеркнул, что сотрудничество с Россией все-таки возможно: «Мы не должны вернуться к блоковому противостоянию времен холодной войны, соперничество не должно исключать взаимодействия по вопросам, которые касаются нас всех». В этом контексте Байден привел пример решения Москвы и Вашингтона продлить Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3).
Как отмечает Insider, тон выступления Байдена резко отличается от тона бывшего президента Дональда Трампа, особенно по поводу альянса НАТО и России. Если Трамп в течение нескольких лет критиковал НАТО и партнеров по альянсу в связи с расходами на оборону, то Байден заверил североатлантических союзников в том, что США их поддерживают. «Мы будем придерживаться статьи 5», - обещает Байден, имея в виду основополагающий принцип коллективной обороны НАТО.
Точно так же заметна смена тональности риторики и в том, что касается России, Трамп обычно избегал критики в адрес Москвы, Байден же подверг критике внешнюю политику Путина и заявил, что борьба с «безрассудством России и взломом компьютерных сетей в США» и других частях мира «стала критически важной для защиты нашей коллективной безопасности».
Поскольку республиканские критики в Конгрессе обвиняют Байдена в «излишней мягкости» по отношению к Пекину, президент также использовал речь на Мюнхенской конференции как возможность сделать ряд выпадов в сторону КНР. «Конкуренция с Китаем будет жесткой», - сказал Байден, призвав США и Европу «дать отпор экономическим злоупотреблениям и принуждению китайского правительства».
Чтобы не выглядеть совершенным ястребом, американский президент-демократ сообщил, что он не стремится противопоставить «Восток Западу» и не стремится к конфликту в духе холодной войны: «Мы хотим будущего, в котором все нации смогут свободно определять свой собственный путь без угрозы насилия или принуждения».
Читайте также: «Байден перешел важнейшую красную черту в отношении России»