Разработчик назвал главную проблему американского истребителя F-35

Пентагон не хочет тратить миллиарды долларов на эксплуатацию «невидимок»

Американский самолет 5-го поколения F-35 продолжает вести финансовые бои с военным ведомством США. В свое время президент Дональд Трамп по просьбе военных «выломал руки» разработчику и производителю самолета — корпорации Lockheed Martin — и заставил ее чуть снизить отпускную цену на  F-35, которая была более $100 млн. Однако на этом проблемы не кончились. Оказалось, что Пентагон не устраивают огромные эксплуатационные расходы на парк истребителей F-35. 

Пентагон не хочет тратить миллиарды долларов на эксплуатацию «невидимок»
Фото: U.S. Air Force.

Самолет, выполненный по технологии радиолокационной малозаметности - «стелс», требует тщательного ухода. Специальное покрытие, которое поглощает радиолокационное облучение, стоит очень дорого и к тому же требует регулярной замены после определенного количества полетов. Вместе с другими статьями эксплуатационных расходов — стоимостью топлива, спецжидкостей, ресурса авионики и двигателей — набегает приличная сумма.

Считается, что 1 летный час F-35 стоит $38 тыс. Хотя некоторые эксперты говорят о $50 тыс. за летный час. В рублях это примерно 3 миллиона за час учебного полета.

Построено уже более 600 F-35 разных модификаций. Они стоят на вооружении ВВС и авиации ВМС США. Средний налет военного летчика в США — 200-300 часов в год. То есть на подготовку одного пилота F-35 нужно в год примерно $9,5 млн. Обычно количество летчиков раза в два превышает количество самолетов. Выходит, что в масштабах ВВС и авиации ВМС США эксплуатационные траты оборачиваются ежегодной мздой в размере почти $10 млрд, которые Пентагон обязан в год платить  Lockheed Martin. 

Конечно, для американского военного бюджета, который превышает $700 млрд, траты на обслуживание F-35 — не решающие, но вполне чувствительные.

В пересчете по курсу годовые эксплуатационные расходы Пентагона на содержание парка F-35 составляют порядка 700-800 миллиардов рублей. Для сравнения, это примерно половина оборонного бюджета России, с учетом закупки нового оружия и содержания Вооруженных сил.

Издание «Военное обозрение» со ссылкой на представителя компании Lockheed Martin Кена Мерчанта сообщило о том, что производитель самолетов собирается снизить эксплуатационные расходы на F-35. К 2025 году стоимость летного часа компания собирается уменьшить с  $38 тыс. до $25 тыс.

Кроме того, производитель обещает уменьшить время доставки запчастей и быстрее ремонтировать самолеты.

По данным издания, Пентагон может скорректировать планы по закупке F-35, ограничившись тысячей самолетов.

На сайте издания многие пользователи не без иронии прокомментировали публикацию. Так, пользователь с ником «Бережливый» написал: «Отдадут право на выпуск запчастей китайцам, те и наделают дешевой и некачественной халтуры, иного способа снизить реально стоимость запчастей и сервиса невозможно! Если, комплектующие выпускают по всему миру, захотят ли их производители за свою работу меньше получать?».

Пользователь Cowbra прокомментировал более жестко: «...Потребовалось 20 лет и примерно 5 годовых бюджетов Российской Федерации, чтобы понять, что поточно шлепающийся проект, в котором от 7 до 8 сотен конструктивных недостатков - никогда не сможет даже в теории быть доведен до ума - поэтому вы его и сворачиваете. Только сейчас. Хотя это - понятно любому технарю влет и сразу... Кстати, песни пели в свое время, что Ф-35 у вас будет дешевле однодвигательного Ф-16. Как, получилось? Ну, удачи с летным временем, лет через 5 снова запоете, что теперь цель - снизить до $50 тысяч в час, и при полете без оружия».

В свою очередь, «Андрей из Челябинска» подытожил: «Не зря ВВС (США) выступают за сворачивание поставок Ф-35.., ох не зря».

«Всего $25 тыс.?! Налетай, мужики, подешевело!», - пошутил Пленник.