Лукашенко станет в прямом смысле дорогим гостем Путина

За выходки президента Белоруссии придется платить России

Европа и США признали, что Россия не причастна к принудительной посадке самолета Ryanair в Минске, но заплатить за этот инцидент ей все-таки придется. Лукашенко, который встретится с Владимиром Путиным в пятницу, 28 мая, не скрывает, что едет решать экономические вопросы – а если попросту, то просить денег. Западные санкции и утрата Белоруссией транзитного статуса – отличный повод получить внеочередной кредит и другие преференции.

За выходки президента Белоруссии придется платить России

Договоренность о встрече двух лидеров в конце мая была достигнута еще до скандала с Ryanair. Тогда на ней планировалось обсудить подготовку «дорожных карт» по интеграции, которая после нескольких встреч на уровне премьеров вроде бы вышла на финишную прямую, а также ряд текущих проблем, которые всегда найдутся в российской-белорусских отношениях. Однако очередная выходка батьки внесла коррективы в эти планы.

Хотя повода сомневаться в изложенной белорусскими властями версии нет, там рассчитывают, что Батька представит Путину  более полную (а главное, конфиденциальную) информацию по самолету, говорил Дмитрий Песков. Также, по его словам, будет затронут вопрос защиты прав российской гражданки Софьи Сапеги, снятой с рейса и арестованной вместе с оппозиционером Романом Протасевичем. Ее Минск обвиняет в организации массовых беспорядков и разжигании социальной  розни. 

Адвоката к девушке не пускают, а консульский доступ, несмотря на особые отношения между странами,  был получен только через два дня и уже после допроса.  Эксперты уверены, что отпустить Сапегу могут только в случае личного вмешательства Владимира Путина (к нему уже обратилась за помощью мать девушки).

Песков не исключил, что де-юре президент может поднять вопрос о передаче россиянки российским правоохранительным органам, но будет ли он делать это де-факто, пресс-секретарь не в курсе. 

Как главы государств защищают своих подданных, Кремлю известно не понаслышке. Беньямин Нетаньяху сто раз обсуждал с Путиным дело арестованной за наркотики (!)  израильтянки Наамы Иссахар, пока в 2020 году не добился ее освобождения по случаю визита  ВВП в Иерусалим. Излишне, наверное, говорить, что Исаахар на родине  передали не правоохранительным органам, а сразу матери. И в аэропорту ее встречали сотни счастливых соотечественников, которые, собственно, и заставили власти проявить настойчивость.  

По словам Пескова, в Кремле также ожидают разговора об экономической ситуации, в которой Белоруссия оказалась после инцидента с самолетом. Напомним, что белорусские евробонды уже скатились в цене к уровню прошлогодних протестов и продолжают дешеветь на ожидании новых санкций. В Евросоюзе предупредили, что если «Лукашенко сейчас не уступит, это станет началом большой и длительной санкционной спирали»: новые ограничения затронут основную статью белорусского экспорта – калийные удобрения, платежные системы, а  также  транзит российского газа по газопроводу Ямал-Западная  Европа. 

По нефти еще в апреле нанесли удар США, отказавшись от моратория на санкции против Белнефтехима. «Как сейчас продавать нам нефть? Частные компании побаиваются. В пятницу мы с Путиным должны найти развязку», – анонсировал  на днях сам Лукашенко. 

Ну и вишенка на торте – отказ европейских авиакомпаний летать в (и через) Белоруссию, а также принимать у себя рейсы национального перевозчика «Белавиа». 

В финансовом плане это, конечно, не главная потеря, но для такой страны, как Беларусь, все-таки заметная: диспетчерское обслуживание транзита, выросшего после конфликта на Донбассе, поскольку многие боялись летать через юго-восток Украины, приносило порядка $70 млн в год.

«Я не исключаю, что президент Белоруссии посчитает необходимым информировать президента России об экономической ситуации. А дальше все будет зависеть от того, как Александр Григорьевич будет ставить вопрос», – сказал журналистам Песков. Гадать на эту тему, по правде говоря, не приходится. Батька будет ставить вопрос предельно конкретно: Москва должна компенсировать Минску все издержки - ведь они находятся в одной лодке. По версии Лукашенко, попадание Белоруссии под санкционный каток коллективного Запала в немалой степени объясняется союзническими отношениями с РФ и братскими узами двух народов. И за это надо платить. 

Стоит признать, что в Кремле, похоже, разделяют подобную риторику. Конкретные суммы субсидий и кредитов могут обсуждаться, но в целом Москва не собирается отказываться от поддержки батьки, что бы он не вытворял. Это видно и по поведению российского МИДа. И по необъявленному бойкоту западным авиакомпаниям (а заодно и простым пассажирам), самолеты которых Россия перестала пускать в свое воздушное пространство, если они облетают Беларусь. 

Сначала об этом сообщила Air France, борт которой уже два дня не может вылететь из Парижа в Москву, потом Austrian Airlines. Хочется думать, что у Кремля в отношениях с  Лукашенко есть какой-то тайный план, который в конечном итоге обернется существенными преимуществами для нашей страны. Но пока никаких признаков этого не видно. И, кстати, углубленную интеграцию Батька обсуждать в Сочи явно не собирается. «России не нужна головная боль с включением Белоруссии в свой состав. Это был бы подарок коллективному Западу», – решил за Путина он.

Читайте материал «Азовское» прошлое Протасевича: «Что Роман ездил в зону АТО, знали все»

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28547 от 28 мая 2021

Заголовок в газете: Россия ждет очень дорогого гостя

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру