«Только тайны не выболтай»: будущие военные штурманы раскрыли секреты обучения

Общественный совет при Минобороны РФ впервые побывал в Челябинском авиаучилище

Повстречать на улицах Челябинска статных молодых военных, облаченных в синюю, в цвет ночного неба, форму, дело само самой разумеющееся. Ведь именно здесь, в сердце Южного Урала, и разместилась alma mater грезящих полетами мальчишек: Высшее военное авиационное училище штурманов, или, как оно именуется официально, – филиал Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина. За годы существования из его стен встали на крыло более 41 тысячи высококвалифицированных штурманов, стрелков-радистов и других специалистов для Военно-воздушных сил. В мае делегация Общественного совета при Минобороны России впервые прилетела в штурманское училище, чтобы посмотреть, как живут будущие защитники небесных рубежей. В поездке их сопровождал корреспондент «МК».

Общественный совет при Минобороны РФ впервые побывал в Челябинском авиаучилище

Кузница героев

Говорят, дождь перед полетом – к удаче. Ранним утром Чкаловский провожал нас именно так. Но даже непогода не могла испортить боевой настрой. Всего два часа полета, и вот военно-транспортный самолет с делегацией Общественного совета при Министерстве обороны России во главе с председателем, главным редактором «МК» Павлом Гусевым, уже на челябинском аэродроме Шагол. Именно он является основным аэродромом для учебно-тренировочных полетов будущих штурманов, к которым и наведались столичные гости.

ЧВАКУШ или Челябинское высшее военное авиационное Краснознаменное училище штурманов, как оно называлось долгие годы – одно из старейших учебных заведений ВВС России. Дата основания – 1 октября 1936 года.

Местные жители, да и сами курсанты, по привычке называют его ЧВВАКУШ. Из этих стен вышел не один десяток Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации. В 2009 году, на волне проводимой экс-министром обороны Анатолием Сердюковым программы по «оптимизации» военных вузов, училище едва не прекратило свое существование.

Новую жизнь, как филиал Военно-воздушной академии, оно обрело при нынешнем министре обороны Сергее Шойгу. И не исключено, что когда-нибудь кузнице штурманов вернутся и прежний самостоятельный статус, и название.

Сейчас здесь готовят специалистов по двум направлениям: «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов» и «Боевое управление авиацией и управление воздушным движением». Есть еще спецфакультет, где обучаются иностранцы, представители стран ближнего и дальнего зарубежья.

Так совпало, что московские гости стали свидетелями торжественной и трогательной церемонии, которая прошла на училищном плацу. Там в волнительном ожидании, выстроившись в две шеренги, стояли школьники. Именно в этот день, 27 мая, в канун пятилетия Общероссийского военно-патриотического детско-юношеского движения «Юнармия», ребят принимали в юнармейцы.

Пока мальчишки и девчонки хором клялись в верности Отечеству и юнармейскому братству, родители, не в силах скрывать волнение, шепотом повторяли слова клятвы за своими детьми.

А после обещания «Всегда быть защитником слабых и преодолевать все преграды в борьбе за правду и справедливость» многие из мам уже не могли сдерживать слезы. По завершении церемонии, счастливая детвора побежала фотографироваться.

Церемония с пополнением юнармейцев не случайно прошла в стенах училища. Его офицеры и курсанты много делают для военно-патриотического воспитания молодого поколения, курируют несколько местных школ и кадетских классов.

Жизнь по уставу

Наше знакомство с училищем началось с музея ЧВВАКУШ. Он стоял первым пунктом в программе посещения, которую до деталей продумало командование вуза. По обе стороны от входа в музей посетителей встречают позолоченные скульптуры штурманов. В лучах яркого солнца они сверкали так ослепительно, будто их специально натерли к нашему приезду.

Курсант, проводивший экскурсию, рассказал, что музей был создан в 1958 году. Точнее, сначала это была всего лишь комната боевой славы 15-й военной школы летчиков-наблюдателей. Ее создание было поручено подполковнику Борису Рапопорту, который до 1972 года и отвечал за экспозицию.

К концу 70-х годов комната превратилась в настоящий музей. Здесь собраны многочисленные экспонаты, документы и фотографии из истории училища. Есть различные образцы авиатехники и вооружения.

Пока гид увлеченно вел экскурсию, я обратила внимание на симпатичного молодого человека в курсантской форме, стоявшего возле входных дверей, и устремилась к нему.

–​ Можно задам вам несколько вопросов?

Мой интерес явно смутил юношу, и он немного растерянно взглянул на находившегося неподалеку офицера, как будто ожидая от него одобрения или запрета.

– Чего испугался? – рассмеялся заместитель командира смешанной авиационной дивизии гвардии полковник Александр Шкребтий. – Пообщайся с журналистом, только все тайны не выболтай.

Будущий офицер заулыбался и, заручившись поддержкой старшего по званию, заметно осмелел. Молодой человек, представившийся Рифатом Байжановым, рассказал, что уже заканчивает четвертый курс и ждет не дождется, когда сменит курсантские погоны на заслуженные лейтенантские.

– Я первый в своей семье, кто связан с авиацией. С детства точно знал, что буду офицером. Не мог только выбрать, куда поступать: сюда или по стопам дяди – в спецназ. Но потом он сам меня и убедил идти учиться на штурмана. К вступительным экзаменам готовился серьезно, ведь желающих здесь учиться немало. Сдавали русский, математику, физику и физподготовку. Еще оценивалась профпригодность. За четыре года ни разу о принятом решении не пожалел, хоть на первом курсе и было немного трудно.

–​ А в чем основные трудности? Физически тяжело?

– Нет, как раз мне физически было несложно. Я всегда спорт любил. Тяжело привыкнуть к жизни по уставу. Вот еще вчера ты сам решаешь, куда тебе идти, чем заниматься, а теперь – всё, слушайся. В определенное время встаешь, в определенное – отбой. Жизнь строго по расписанию. Не уйдешь с друзьями гулять когда вздумается. Мне еще попроще немного: я сам, можно сказать, местный, из Челябинской области. Родители в выходные навещали. А ребята, которые издалека, конечно, поначалу скучали по дому. Но потом все равно привыкли.

А девушка вас ждет?

– Ждет, – смутился собеседник. – Мне долго не верилось, что будет правда ждать. Мы еще в школе начали встречаться. Я как раз в 11-й класс перешел. Сразу честно ей сказал, что собираюсь в военное училище поступать. «Зачем, – говорю, – тебе все это надо?» А она свое: «Буду ждать». И ждет. Видимся нечасто, раз в месяц. Но теперь-то точно дождется. Знаю.

–​ Наверно, если бы девчонки у вас учились, повеселее было бы.

– Вы сейчас, возможно, удивитесь, но я считаю, что это даже хорошо, что их нет. Ну представляете, какой бардак начнется, если вдруг девушки здесь появятся. Многие ребята вообще про учебу забудут. Я не то чтобы против, но считаю, что такие перемены должны происходить плавно. Хотя знаю, что раньше были у нас девушки-курсанты. Если не ошибаюсь, в 2017 году последняя выпустилась.

–​ А куда хотели бы попасть служить после распределения?

– Во Владивосток мечтаю. Родные сначала не одобряли, особенно мама, но сейчас поддерживают.

– Пойдемте, все уходят уже, – окликнул меня вновь появившийся полковник.

Члены делегации направились в учебный корпус, и мне пришлось поторопиться, чтобы их догнать. В коридоре корпуса людей не было совсем. Офицер указал нам на кабинет, где находился учебный тренажер Су-34, с которым нам и предстояло познакомиться.

– Этот тренажер имеет реальный интерьер кабины бомбардировщика Су-34 с приборным окружением и системами управления. Курсанты на новом аппарате могут отрабатывать действия при возникновении особых ситуаций и совершенствовать навыки взаимодействия экипажа при выполнении боевых задач, – пояснил один из офицеров.

Боевая задача для штурмана не меняется со времени появления боевой авиации: четко следить за маршрутом и выбрать единственно верную точку для сброса бомб и пуска ракет, чтобы они легли точно в цель.

Внутри кабины, среди разноцветных мигающий огоньков на панели управления, действительно создавалось ощущение, что все происходит по-настоящему. В какой-то момент у меня даже возникло чувство, что пол под ногами поплыл, а я начинаю терять равновесие.

Дальше по плану было, пожалуй, одно из самых приятных мероприятий визита делегации Общественного совета – награждение лучших курсантов. Заместитель председателя Общественного совета Александр Каньшин произнес теплые слова в адрес военнослужащих, после чего им вручили грамоты и памятные подарки. А потом для курсантов и слушателей выступили артисты, специально прилетевшие из столицы с Общественным советом. Они помогли создать атмосферу праздника.

Летная юность

В довершение визита общественникам предложили познакомиться еще с одними представителями подрастающего поколения, мечтающими связать свою жизнь с небом – воспитанниками Челябинской кадетской школы-интерната с первоначальной летной подготовкой.

– В нашем заведении учатся 90 мальчишек, – рассказала директор школы Алла Леонова, – это ученики 10-11-х классов. В основном все наши, местные, из Челябинской области. Но есть и те, кто приехал издалека. Кадеты живут в казарме и носят военную форму. За два года ребята проходят общеобразовательную программу, а также изучают специальные дисциплины: конструкцию самолета, аэродинамику, штурманское дело. Уже на первом году обучения они выполняют парашютные прыжки, а на втором проходят стажировку на самолете Як-52.

Директор добавила, что большинство кадетов стремятся остаться в ставшем практически родным училище и продолжить обучение уже в качестве курсантов.

Алла Александровна проводила гостей в соседнюю аудиторию, где как раз в это самое время кадеты второго курса отрабатывали сборку и разборку автомата. Воспитанник Максим Анташков, показавший лучший результат, получил от представителей Общественного совета в подарок наручные часы с символикой Вооруженных сил Российской Федерации. Для мальчишки – практически счастье!

– Почему решился сменить обычную школу на более суровые кадетские условия? – поинтересовалась я уже на улице у кадета первокурсника Николаева. – Ведь можно было еще два года наслаждаться детством...

– В моем представлении кадетская школа – это начало армейской взрослой жизни. Очень хотелось быстрее окунуться в нее. Военная карьера привлекла меня еще в пятом классе, когда мы приезжали в училище на экскурсию. Сразу понял, что это мое. Хотелось и с парашютом прыгать, и на самолете летать.

Не разочаровался в своем выборе?

– Нет. Что вы? Мне здесь все нравится. Условия у нас хорошие, кормят 4 раза в день. Живем в кубриках по 14 человек. А еще очень приятно от того, что родители мной гордятся и всем знакомым рассказывают.

Кадет поделился, что мечтает в будущем стать летчиком.

–Буду пробовать поступить в Воронежское либо в Краснодарское военное летное училище. В какое-нибудь из двух точно поступлю. Учусь я хорошо, и со здоровьем проблем нет.

...Мы уже прощались с руководством училища, стоя возле своих автобусов, когда мимо нас прошли новоиспеченные юнармейцы. Они как будто стали немного взрослее за эти несколько часов. Шаг увереннее, выправка строже. При всем при этом оставаясь обычными мальчишками и девчонками, непосредственно по-детски разглядывающими столичных гостей.

Возможно, однажды кто-нибудь из них перешагнет порог ЧВВАКУШ уже как курсант первокурсник, а впоследствии выйдет из стен училища молодым лейтенантом. А может, это будет другое военное учебное заведение. Или и не военное вовсе. Это не так уж и важно. Главное, чтобы они остались верны тем словам, которые торжественно произносили сегодня, стоя на плацу: «Перед лицом своих товарищей я торжественно клянусь: всегда быть защитником слабых и преодолевать все преграды в борьбе за правду и справедливость».

Альма-матер военных штурманов: фото из Челябинского авиаучилища

Альма-матер военных штурманов: фото из Челябинского авиаучилища

Смотрите фотогалерею по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28550 от 2 июня 2021

Заголовок в газете: Штурманская альма-матер

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру