Китай ищет союзников среди папуасов, заставляя США нервничать

«Азиатскому НАТО» Пекин противопоставил союз мелких региональных игроков

На фоне растущей активности США по сдерживания Китая, в самой Поднебесной тоже не бездействуют. Пока Вашингтон всеми силами старается консолидировать ключевых игроков тихоокеанского региона, Пекин ставит на многочисленные контакты с малыми странами. Уже на текущей неделе глава китайского МИД посетит с официальными визитами сразу несколько государств Океании, напомнив таким образом США о неоднозначности местного расклада сил — не в пользу американцев.

 «Азиатскому НАТО» Пекин противопоставил союз мелких региональных игроков

Джо Байден завершил свое первое в должности президента США азиатское турне 24 мая. Финальным аккордом поездок в Южную Корею и Японию стала встреча в Токио в формате QAUD. Речь идет о четырехстороннем механизме сотрудничества, созданном с целью укрепления регионального взаимодействия и предотвращения китайской экспансии. В объединение, помимо США и Японии, входят Австралия и Индия, что придает ему, безусловно, серьезный вес, вплоть до рассуждений ряда аналитиков, будто это «азиатский аналог НАТО». От истины такие спекуляции, конечно, весьма далеки, учитывая и количество участников QAUD, и декларируемый ими самими преимущественно политико-экономический, а не военный характер деятельности блока.

Однако Китай воспринимать такую активность вокруг себя безответно не может. И реакция уже последовала: в ближайшие дни глава китайского МИД Ван И отправится с визитами по странам Океании.

КНР уже давно последовательно проводит курс на сближение с небольшими государствами региона, учитывая, что крупные игроки вроде Австралии или Новой Зеландии находятся в орбите западного влияния. Так, например, с Соломоновыми островами (первая запланированная остановка в поездке министра Вана) Китай в марте подготовил проект соглашения о безопасности, переведя двусторонние отношения на принципиально новый — для страны с населением всего в 690 тысяч человек — уровень. В Хониаре, столице островного государства, будущий приезд Ван И уже назвали «вехой», да и сами китайцы с размахом турне не стеснялись: заявлено не менее высокопоставленных 20 участников делегации.

"Изюминкой визита является запланированное подписание ряда ключевых двусторонних соглашений с национальным правительством", — подчеркнул Ли Мин, посол Китая на Соломоновых островах.

Среди договоров, предназначенных для окончательного заверения, есть и то самое соглашение о безопасности, информация о котором просочились в прессу в начале весны. Тогда тревогу у многих вызвали данные о якобы имеющихся у КНР планах разместить на Соломоновых островах свои военные базы. И в Пекине, и в Хониаре эту сведения опровергли, назвав их домыслами. В США и Австралии, тем не менее, ощущалась серьезная напряженность: даже те американские аналитики, что не верили в усиление китайского военного присутствия, сочли сами по себе подобные спекуляции сигналом Вашингтону от Пекина: мол, от слухов и до дела недалеко.

После Соломоновых островов Ван И отправится на Фиджи, а затем, уже на следующей неделе, — в Папуа — Новую Гвинею. Учитывая географию поездки, не исключено, что визиты будут нанесены также в Вануату, Кирибати, Самоа и Тонгу, хотя пока это только предположения.

Новости о предстоящем турне китайского министра иностранных дел появились аккурат перед встречей лидеров QUAD. Однако эксперты отмечают, что региональная активность КНР носит не просто ситуативный ответный характер — это часть долгосрочной стратегии.

«Темпы (контактов Китая), безусловно, ускорились за последние пару лет, — отмечает доктор Анна Поулз, преподаватель и специалист по вопросам безопасности новозеландского Университета Мэсси. — Конечно, Канберра, Веллингтон и Вашингтон будут очень внимательно следить за тем, что выйдет из этих встреч (Ван И)».

Китайский "беспрецедентный региональный марафон заставит понервничать многих людей на Западе", — отметил в свою очередь и Джонатан Прайк, директор программы Тихоокеанских островов австралийского Института Лоуи (один из наиболее авторитетных аналитических центров по проблемам Океании). "Дело не только в том, что поездка сигнализирует о возобновлении взаимодействия Китая с регионом после пандемии, но и в том, какие соглашения он будет подписывать с партнерами по пути", — подчеркнул эксперт.

Действительно, за годы пандемии китайские контакты со странами Океании несколько просели, однако еще до этого Пекин наметил тактику по переманиванию этих государств в свой стан. По данным Института Лоуи, только с 2006 года Китай инвестировал в регион более $5 млрд, и десятикратно больше предоставил в виде кредитов. Задабривание Океании деньгами на фоне сокращения австралийских программ, отмечают ученые в Сиднее, предоставляет Пекину приоритетные рычаги воздействия на местных партнеров. Экономическая экспансия сочетается с политическим сближением: КНР к концу прошлого десятилетия установила дипломатические отношения с большинством региональных государств, за исключением Науру, Палау и Тувалу, поскольку эти три страны признают независимость Тайваня и имеют официальные связи с ним, что неприемлемо для материкового Китая.

Переговоры китайских властей с "подопечными" в Океании в разгар пандемии уже дают свои плоды. В 2021-м руководство Вануату запросило участия КНР в строительстве новой взлетно-посадочной полосы в аэропорту Пекоа на острове Санто, чтобы обеспечить доступ для крупных самолетов и больших поставок гуманитарной помощи. И на днях, подтвердили в администрации вануатского президента Таллиса Мозеса, сделка была заключена.  

Тебуроро Тито, посол Кирибати в США и ООН, в свою очередь рассказал, что Китай рамочно согласился профинансировать и ремонт взлетно-посадочной полосы на острове Кантон. Симптоматично, что, по словам дипломата, власти его страны обращались с этой просьбой и к Вашингтону, но там отказали. "Они сказали, что потребуется время, может быть, пять-шесть лет, чтобы обеспечить финансирование, — отметил Тито. — Итак, президент спросил китайского посла, и он в принципе сказал "да", хотя ничего пока не подписано". Возможно, эта сделка состоится как раз в ближайшие дни, если министр Ван посетит Кирибати. При этом страна имеет давнее соглашение об обороне с США — Таравский договор 1979 года, дающий Вашингтону право вето относительно размещения в островной республике военных объектов третьих государств. И хотя на официальном уровне речи о прекращении действия документа нет, аналитики не исключают: если Соединенные Штаты продолжат игнорировать насущные проблемы той же Кирибати, она может перейти под крыло Китая.

Для других же стран, не связанных обязательствами, пекинская протекция вкупе с денежными вливаниями выглядит еще более заманчивой. Показательно и то, что, например, Соломоновы острова, обозначенные сейчас как ключевая остановка в турне Ван И, лишь в 2019 году отказались от поддержки Тайваня, восстановив таким образом дипотношения с Пекином. За неполные три года страна прошла путь до двустороннего соглашения о безопасности, показав, что в некоторых вопросах Китай может отказываться от своей традиционной тактике выжидания, действуя точечно, напористо и быстро. И этот подход к мелким странам — серьезный вызов для амбициозного и громоздкого QUAD, участники которого обладают достаточной мощью для торможения не только КНР, но и друг друга.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру