У Лаврова за кулисами: Россия и Турция начали большой торг по Сирии

Переговоры с Чавушоглу были на грани срыва

Министр иностранных дел России Сергей Лавров встретился в Анкаре со своим турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу. Переговоры дипломатов стали кульминацией двухдневного визита главы российского МИД. К обширной украинской повестке недавно добавилась и анонсированная Турцией операция на севере Сирии. Действия Анкары затрагивают зону ответственности России, вносят дисбаланс в сирийскую ситуацию – и развитие событий зависит от договоренностей именно внешних игроков. А предметов для торга у них хватает.

Переговоры с Чавушоглу были на грани срыва

Переговоры Лаврова и Чавушоглу, судя по тону турецкой прессы, могли быть даже под угрозой срыва. Во всяком случае, некоторые СМИ сообщали о планах встречи на 7 июня, а влиятельное издание Hurriyet незадолго до беседы намекало на противоречия между сторонами и – как следствие – уступки со стороны Анкары в самый последний момент. В частности, по данным местной прессы, Москва направила подкрепление в северные районы Сирии, в то время как турецкие силы приостановили там свое развертывание.

Официальных данных на этот счет не поступало, но о том, что российская сторона недовольна заявленной операцией Турции, уже известно. Возможно, с этими противоречиями и связана относительно недолгая продолжительность разговора Лаврова с Чавушоглу: министры беседовали менее двух часов, что больше характерно для рутинных встреч на полях международных площадок.

Глава турецкой дипломатии начал пресс-конференцию с пространных рассуждений о длящейся уже более трех месяцев российской спецоперации на Украине. Он напомнил о готовности оказать дипломатическое содействие.

Чавушоглу отметил: проблема вывоза зерна из заблокированных украинских портов должна и может быть решена по линии Анкара-Киев-Москва, а встречу на эту тему можно провести уже в ближайшее время в Стамбуле.

«Мы также обсудили события в Сирии и Ливии. Несмотря на то что у нас разные мнения, Россия — это страна, с которой мы работаем. Мы еще раз подчеркнули необходимость защиты территориальной целостности Сирии и недопущения деятельности террористических организаций», — лаконично прошелся по сирийской проблематике турецкий министр, переключившись на «дежурные» заявления о сотрудничестве в Афганистане и контактах с Арменией (Турция — ключевой союзник Азербайджана, поэтому карабахский вопрос в Анкаре стоит остро).

Без прорывных заявлений обошелся и Лавров. Поблагодарив турецкую сторону за взаимодействие, российский министр заявил: «Будет проведено еще много переговоров».

«Объем нашей торговли удвоился, — перешел к конкретным аспектам глава МИД РФ. — За это год он увеличился до $14 млрд, и у нас есть большой торговый потенциал, мы можем увеличить его, используя наши собственные валюты. Мы также коснулись вопроса энергетики. В связи с этим строительство электростанции Аккую продолжается. Планы реализуются».

«Обсуждалась, конечно, и международная повестка, мы обсуждали украинский вопрос, здесь я обозначил те трудности, которые уже есть, — продолжил Лавров. — Существует ряд проблем, представляющих угрозу безопасности нашей страны. У нас были некоторые проблемы с безопасностью, и я предоставил информацию о нашей военной операции. Что мы пытаемся сделать, так это завершить эту операцию с минимальным ущербом для гражданского населения и защитить граждан России».

Что же касается проблем с зерном, то, по словам министра, продовольственный кризис не может быть спровоцирован спецоперацией. "Было бы неправильно говорить, что эта ситуация приведет к продовольственному кризису. Усилия моего турецкого коллеги жизненно необходимы, они делают все возможное, чтобы корабли могли выйти из портов", — отметил Лавров.

Таким образом, судя по длительности встречи и сдержанной публичной риторике, ключевой, сирийский вопрос было решено оставить для закулисного обсуждения. Что неудивительно — переменных в этом уравнении слишком много.

В конце мая президент Турции Эрдоган сообщил о подготовке к новой военной операции на севере Сирии — для  расширения 30-километровой зоны безопасности, созданной еще в октябре 2019 года.

Тогда турецкая спецоперация спровоцировала масштабную критику на Западе, приведя даже к санкциям против Анкары. Сейчас Вашингтон, чью зону ответственности затрагивают планы Эрдогана, вновь выразил недовольство планами турок. Москва также предупредила, что и она не одобряет решение Анкары, чреватое региональной эскалацией.

Турция же настаивает на проведении новой операции именно потому что, по ее оценкам, Россия и США нарушили собственные обещания оттеснить курдские Народные отряды самообороны на 30 км от границы три года назад. Поскольку американская и российская стороны ищут однозначной поддержки Эрдогана в украинском кризисе, сейчас турки получили рычаги воздействия на обоих партнеров.

Турецкое информагентство Anadolu еще до визита Лаврова со ссылкой на местные источники сообщило, что Россия осуществляет развертывание на севере Сирии дополнительных сил для «укрепления своего контроля», совершает разведывательные полеты и устанавливает системы ПВО "Панцирь-С1" в приграничном городе Камышлы. Отдельно стоит отметить на этом фоне, что в делегацию главы МИД РФ входили и представители военных кругов: можно предполагать, что их неафишируемые контакты с турецкими коллегами были значимой частью поездки.

Перетасовка сил начинается и в самой Сирии. «Сирийские демократические силы» (СДС), поддерживаемые США (а де-факто ими и созданные), заявили, что обратятся к официальному Дамаску за поддержкой, если Турция все же начнет новую военную операцию против них. Эта действующая на севере Сирии коалиция состоит по большей части из Отрядов народной самообороны, аффилированных в свою очередь с Рабочей партией Курдистана — основным противником Анкары в регионе (Турция признает РПК террористической организацией, как впрочем, это делают и США и ЕС, что не мешает европейским странам поддерживать курдов словом и делом).

Переход СДС под крыло Дамаска, очевидно, заставит предпринять определенные шаги и американцев. В конце концов, именно Москва традиционно поддерживает президента Сирии Башара Асада. Если же к нему примкнут курдские формирования под эгидой США, то Вашингтон останется без серьезного рычага влияния.

Как подчеркивает турецкое издание Daily Sabah, угроза «Сирийских демократических сил» звучит не столько как реальная декларация о намерениях, сколько сигнал американским кураторам надавить на Эрдогана. По этой логике США сделают все, чтобы не лишиться опоры «на земле» в виде СДС, и каким-то образом заставят Турцию сбавить обороты. Загвоздка в том, что Анкара подошла к операции хорошо подготовленной — методов давления на Вашингтон у нее самой сейчас хватает.

Ставки также высоки для Эрдогана, но уже по российской линии, напоминают наблюдатели. «Без хотя бы молчаливого одобрения со стороны России, могущественного союзника Асада в сирийском конфликте, турецкое наступление будет сопряжено с дополнительным риском жертв», — отмечает, в частности, портал Al-Jazeera.

Вероятно, весь этот клубок противоречий и должен стать предметом новых переговоров, на которые намекнул Лавров. Пока же Турция, заявив об операции, но не начиная активную фазу, видимо, взвешивает свои перспективы на международной арене.

У Анкары есть что предложить Москве — хотя бы помощь в «огораживании» от НАТО черноморской акватории — в обмен на «послабления» в Сирии. С Вашингтоном же отношения окончательно испорчены, и переход тех же СДС на сторону Дамаска для Турции мало что поменяет: просто договариваться придется теперь без участия США.

Сюжет:

Новости СВО

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру