Выбить двух союзников России: возможна ли война Ирана с Саудовской Аравией

Оценена роль Запада в нагнетании конфликта

На Ближнем Востоке может появиться новая горячая точка. В Саудовской Аравии обеспокоены перспективой военного столкновения с Ираном. Как заявили несколько американских чиновников, имеющиеся у Эр-Рияда разведданные дают основания предполагать, что Тегеран может готовиться к неминуемой атаке на королевство. Что происходит и как реагировать России на столкновение двух региональных держав, с которыми у нашей страны хорошие отношения, – попробуем разобраться.

Оценена роль Запада в нагнетании конфликта

Саудовская Аравия поделилась с представителями США разведданными, в которых предполагается, что Иран может нанести военные удары по королевству, сообщает Associated Press со ссылкой на трех американских чиновников.

Один из источников назвал реальной угрозу нападения «в ближайшее время или в течение 48 часов». Правда, как отмечает AP, ни одно посольство или консульство США в регионе не выпускало предупреждений или указаний американцам, находящимся в Саудовской Аравии или где-либо еще на Ближнем Востоке.

Тем не менее в Вашингтоне обеспокоены угрозами со стороны Ирана в адрес Саудовской Аравии и без колебаний ответят в случае необходимости, заявил во вторник представитель Белого дома. Споуксмен Госдепартамента Нед Прайс заявил, что США «обеспокоены картиной угроз» и «находятся в постоянном контакте по военным, дипломатическим и разведывательным каналам с саудовцами».

Как напоминает Reuters, 20 октября командующий Корпусом стражей исламской революции Хосейн Салами выступил с тем, что он назвал предупреждением лидерам Саудовской Аравии не полагаться на Израиль, и упомянул их «стеклянные дворцы».

Ранее Саудовская Аравия обвиняла Иран в ударах ракет и беспилотников по ее нефтяным заводам в 2019 году, но Тегеран отрицает свою ответственность за эти нападения. Тем не менее ни для кого ни секрет, что королевство и Исламская Республика на протяжении десятилетий соперничают друг с другом, поддерживая региональных союзников, ведущих прокси-войны по всему Ближнему Востоку.

Эр-Рияд разорвал официальные дипломатические отношения с Тегераном в 2016 году после того, как иранские протестующие штурмовали посольство Саудовской Аравии в Тегеране в ответ на казнь в королевстве шиитского священнослужителя. Йеменские повстанцы-хуситы, которые, как утверждается, поддерживаются Ираном, в последние годы осуществили ряд атак на нефтяные объекты в Саудовской Аравии и ОАЭ.

По информации западных СМИ, саудовские и иранские официальные лица в последние месяцы тайно встречались, чтобы обсудить вопросы безопасности (в том числе войну в Йемене между хуситами и поддерживаемой Саудовской Аравией военной коалицией). Но хрупкое перемирие между сторонами истекло в прошлом месяце, что привело к новому усилению напряженности в отношениях между Тегераном и Эр-Риядом.

Повышенные опасения по поводу возможного иранского нападения на Саудовскую Аравию возникают на фоне того, что администрация Байдена критикует Тегеран за подавление массовых протестов и обвиняет Исламскую Республику в отправке беспилотников России для использования в конфликте на Украине.

Стоит отметить, что в последнее время Иран столкнулся с мощной политической турбулентностью, связанной прежде всего с антиправительственными акциями, спровоцированными смертью 22-летней девушки Махсы Амини в сентябре после ее ареста полицией нравов. По данным правозащитников, во время протестов по меньшей мере 288 человек были убиты и более 14 тысяч арестованы. Ряд иранских руководителей обвинил в поощрении и организации протестов внешние силы – от США и Израиля до Саудовской Аравии. Масла в огонь подливает и террористическая активность противников Ирана – недавно боевики напали на шиитскую святыню в городе Шираз, убив по меньшей мере 15 человек. Ответственность за теракт на себя взяла джихадистская группировка «Исламское государство» (ИГИЛ – запрещенная в России террористическая организация). В воскресенье над куполом мечети Шахчераг, где произошло нападение, был поднят красный флаг, что символизирует требование отомстить тем, кто совершил нападение. Но большой вопрос – имеет ли это какое-то отношение к разговорам о потенциальном столкновении Ирана с Саудовской Аравией.

Зато в обострении ситуации, похоже, больше всего заинтересованы Соединенные Штаты.

«Мы обеспокоены картиной угроз и остаемся в постоянном контакте по военным и разведывательным каналам с саудовцами, – говорится в заявлении Совета национальной безопасности США. – Мы без колебаний будем действовать в защиту наших интересов и партнеров в регионе».

Далеки от теплых и отношения между Вашингтоном и Эр-Риядом, которые обострились после того как альянс ОПЕК+ (в котором саудовцы играют одну из главных ролей) недавно решил сократить целевые показатели добычи нефти, что вызвало опасения по поводу скачка цен на бензин в Соединенных Штатах. Вдобавок американские политики утверждают, что решение картеля сократить добычу нефти на 2 млн баррелей в сутки, начиная с ноября, поможет пополнить бюджет России в условиях украинского конфликта.

В этой связи президент Байден заявил, что отношения США с королевством будут «иметь последствия», а несколько сенаторов призвали Белый дом заморозить любое сотрудничество с Эр-Риядом, включая продажу оружия. При этом Саудовская Аравия в значительной степени полагается на Соединенные Штаты в плане своей безопасности – неслучайно некоторые американские законодатели призвали надавить на эту болевую точку, чтобы наказать строптивых саудовцев.

Тем не менее, выбирая «из двух зол», в Вашингтоне явно сделают выбор в пользу своего давнего регионального союзника – и один из источников в США заявил, что американские истребители F-22, уже находящиеся в Саудовской Аравии, готовы противостоять любым угрозам.

Даже не само военное столкновение между Эр-Риядом и Тегераном – а разговоры идут о нем – для США служит хорошим поводом половить рыбку в мутной воде. С одной стороны, Вашингтон может попробовать шантажировать саудовцев обещаниями помощи в обмен на уступки по нефтедобыче. С другой, американцы могут попытаться вбить клин между Саудовской Аравией и Россией, имеющей тесные контакты с Ираном. Тем не менее даже прямой конфликт между странами, с которыми у Москвы хорошие отношения, не повод, чтобы делать выбор в пользу одной из сторон. Тем более что есть пример турецкого президента Эрдогана, который в контексте украинского кризиса занял весьма выигрышную позицию, не отказываясь от поддержки Киева, но при этом активно сотрудничая с Россией. Но, конечно, лучше было бы, чтобы ситуация не доводилась до крайностей.

– Оснований для этого конфликта объективно никаких нет, – комментирует заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов, экс-посол РФ в Саудовской Аравии Андрей Бакланов. – Но желание создать там новый дополнительный военный очаг есть. И очень большое.

Здесь всё зависит от того, удастся ли сохранить спокойствие, удастся ли исходить из объективных данных или, как в других регионах (например, на Украине), победят те силы, которые способствуют созданию неспокойной и взрывоопасной обстановки.

То есть объективной основы и каких-то новых элементов в виде каких-то противоречий нет. Нагнетание носит искусственный характер, как неоднократно это уже бывало. Это очаг напряжения, от которого обе стороны только пострадают. Никаких шансов на то, что кто-то будет победителем, абсолютно нет. Поэтому будем стремиться к тому, чтобы эта искусственная вспышка была притушена.

Будем надеяться, что эскалации не произойдёт. Надо настраиваться на позитивный лад, потому что иначе это будет как раз способствовать искусственному взвинчиванию ситуации, когда начинают уже говорить о том, что будет и как кто себя будет вести.

Остановимся на том, что этого не должно быть. Это главное. Поэтому обсуждать какие-то военные аспекты не стоит, потому что это будет способствовать созданию действительно впечатления, что это произойдёт.

– То есть фактически разговоры о «неминуемом» конфликте между Ираном и Саудовской Аравией можно назвать «вбросом» со стороны тех же западных СМИ, которые стали активно разгонять эту ситуацию?

– Да, это очень опасное дело. В своё время был конфликт между Катаром и Саудовской Аравией. Между ними были противоречия, но в острую форму они перешли только после очень искусной, как потом выяснилось, игры с использованием средств массовой информации Великобритании и США.

То есть там были «вбросы» о том, кто что сказал, эмоциональные вроде бы ответы. И на такой, в общем-то, фактически фальшивой ноте удалось действительно между ними углубить противоречия и перенести его в стадию конфликта.

Поэтому, несмотря на искусственность подобного рода взвинчивания, Западу иногда (с учетом того, что там каждый день работают специалисты за заработную плату, каждый день они думают, как бы это сделать) удается это, к сожалению. Поэтому расслабляться миролюбивым силам не стоит.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру