В протестных акциях в Израиле увидели опасность для Нетаньяху

«Последствия должны насторожить»

В конце декабря новое правительство Израиля во главе с Биньямином Нетаньяху было официально приведено к присяге. Союз нового премьер-министра с представителями крайне правых партий сразу был воспринят многими в стране болезненно, что стало выливаться в протесты поистине огромных масштабов. Вот и сейчас израильтяне выходят на улицы, выступая против изменений в судебной системе. Разбираемся в причинах недовольств.

«Последствия должны насторожить»

Около 100 тысяч человек вышли на акцию протеста против правительственных судебных реформ в Тель-Авиве в субботу вечером. В митинге приняли участие ряд организаций, в том числе Движение за качество правительства, которое провело собственную акцию протеста на площади Габима, прежде чем присоединиться к маршу в Каплане.

Примкнуть к гневу масс решили и некоторые израильские политики, выступающие против премьер-министра Биньямина Нетаньяху. В их число вошел предшественник Нетаньяху Яир Лапид, бывший министр обороны Израиля Бени Ганц и лидер партии «Авода» («Израильская партия труда») Мейрав Михаэли.

Как отмечает The Jerusalem Post, среди других выступавших на демонстрации были бывший министр обороны и начальник штаба ЦАХАЛа Моше Яалон, бывший заместитель генерального прокурора Дина Зильбер, президент Ассоциации адвокатов Израиля Ави Хими, а также генеральный директор и соучредитель Papaya Global Эйнат Гез.

Незадолго до начала протеста, Яир Лапид выступил с весьма пламенной речью, в которой, помимо разных нелицеприятных для Нетаньяху и его сторонников вещей, было сказано: «Мы будем протестовать на законных основаниях. Мы хотим защитить нашу демократию, а общественная поддержка и активность в протестах очень важны для нашей политической борьбы. Мы готовы договариваться, но мы не хотим разрушать нашу демократию, и вы настаивайте на этом. Так что вперед Беэр-Шева, Тель-Авив, Хайфа и Иерусалим. Мы все выйдем на поле боя».

И действительно протест в Тель-Авиве был не единственным. Около 5 тысяч протестующих собрались в центре Хорев в Хайфе, чтобы провести собственную акцию протеста, в то время как еще сотни собрались в Герцлии. Другие акции протеста прошли в Хайфе и Иерусалиме.

Израильтяне за рубежом тоже подхватили протестную волну. Десятки людей в Бостоне, Барселоне и Торонто вышли на улицы, призывая спасти израильскую демократию.

Напомним, что в прошлом месяце Нетаньяху вернулся к власти во главе коалиции консервативных и религиозных партий, которые составляют самое правое правительство в истории страны. С того момента протесты не утихали. Нынешние недовольства были спровоцированы еще в начале января, когда министр юстиции Ярив Левин объявил о планах реформ в судебной сфере.

Новое правительство не стало долго ждать, и уже 11 января начало обсуждение выдвинутого предложения в стенах Кнессета. Дошло до того, что новая администрация обвинила Верховный суд в предвзятости и превышении полномочий. «Дабы этого избежать» коалиция начала настаивать на необходимом ограничении полномочий суда, предоставив Кнессету больший контроль над назначением судей и резко ограничив способность «храма правосудия» отменять законы и решения правительства. И тут есть одна оговорка, которая становится наиболее важной во всей запутанной протестной израильской истории.

Формально в стране нет официальной Конституции. Фактически все строится на Основных законах Израиля (метод, выбранный Кнессетом для постепенного создания конституции) и Декларациях, судебных прецедентах и принципах, заложенных в наследии еврейского народа. Не сложно сделать вывод, что Верховный суд играет важную роль в сдерживании министров правительства.

Вспомним, что сам Нетаньяху находится под судом по обвинению в коррупции (сам политик отрицает причастность к нечестным делам). Защищая предложенные реформы, премьер стал вызывать подозрения у всего общества, мол, все эти изменения могут помочь ему избежать осуждения или даже полностью закрыть дело. Высказывались опасения, что новые меры будут поощрять авторитаризм и поставит права меньшинств в неминуемую угрозу.

Отметим, что согласно изначальному плану реформ, парламент будет иметь право признавать недействительными решения Верховного суда большинством голосов его 120 членов. Теоретически, это дало бы Нетаньяху, возглавляющему коалицию из 64 мест, в которую входят ультраортодоксальные и антиарабские законодатели, легкий способ обойти суд и, как предупреждали критики, протолкнуть радикальное законодательство.

Либеральные еврейские и арабские лидеры предсказывали, что новые законы могут быть направлены против меньшинств и права на протест, одновременно способствуя аннексии на оккупированном Западном берегу.

Подобные опасения фактически объединили разных представителей общества. Например, писатель Дэвид Гроссман на акции заявил: «У нас здесь на улицах есть представители многих групп, которые обычно не выходят протестовать, но они здесь, даже заклятые правые. Эта чрезвычайно разнообразная группа готова отложить в сторону свои разногласия и вести экзистенциальную борьбу. В свой 75-й год Израиль находится в судьбоносной борьбе за свой характер, за свою демократию и за статус верховенства закона».

А вот 23-летний музыкант Олли Данон отменил шоу, запланированное на вечер субботы, чтобы вместо этого он и зрители могли присоединиться к протестам. «У нас кризис в политике после пяти выборов за короткий промежуток времени. Было ощущение, что все дело в Биби», – заявил он, демонстративно используя именно прозвище Нетаньяху.

Субботние собрания основаны на аналогичных демонстрациях последних недель, в том числе в Тель-Авиве в позапрошлые выходные, в котором приняли участие 80 тысяч человек, общенациональных акциях протеста студентов и одной демонстрации у тель-авивского суда. Рои Нойман, один из организаторов, сказал, что запланированы новые уличные протесты, а также забастовки.

Получается, что для Нетаньяху все может обернуться еще более опасным сценарием? Руководитель Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН Ирина Звягельская видит несколько важных смыслов в нынешних израильских протестах:

– Я бы сказала, что здесь есть несколько измерений. Одно из них – это попытки нового израильского правительства снизить роль Верховного суда как важнейшего элемента независимой судебной системы. Верховный суд или Суд справедливости может отменять принятые Кнессетом законы или решения правительства, если они представляются судьям «неразумными».

Реформа также предполагает ограничение независимости судей, за избрание которых должны будут голосовать представители трех ветвей власти. В конечном итоге и правительство, и Кнессет получат больше возможностей проводить свою линию, не опасаясь, что их решения можно будет отменить. В целом это рассматривается в обществе как удар по израильской демократии.

В результате включения в коалицию религиозных сионистов, вновь обостряется вопрос о роли религии в государстве. Для значительной части израильского общества он является достаточно острым и болезненным. Это не значит, что люди не являются верующими или что они атеисты. Нет, достаточно большое число людей являются искренне верующими. Но при этом они могут считать, что внедрение религиозных норм в жизнь государства будет урезать их гражданские права.

Бен-Гурион в свое время говорил, Нетаньяху тоже заявляет, что государство не будет основано на Талмуде. Если это так, то попытки продвинуть законы, которые противоречат этим установкам, естественно вызывают озабоченность у многих израильских граждан.

– Много высказываний и против самого Нетаньяху. Получается, для него это тоже опасная ситуация?

– Если она будет развиваться в направлении усиления роли религиозных радикалов и ограничения прав граждан, то для Нетаньяху могут возникнуть определенные сложности. Они неизбежно возникнут и в случае обострения отношений с палестинцами. Те последствия, которые могут повлечь за собой слишком активные действия в этом направлении его союзников по коалиции, должны Нетаньяху насторожить.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру