«Антисемиты», «враги Штатов»: почему МУС в Гааге не признали Израиль и США

Американцы даже грозили суду, выдавшему ордер на арест Путина, применением военной силы

На днях Джо Байден назвал выданный Международным уголовным судом в Гаане ордер на «арест» российского президента Путина «оправданным», И это при том, что сами США – как, впрочем, и Россия – не признают юрисдикцию МУС. Да и не только они, а еще и Китай, и Индия, и Израиль. Разбираемся, почему все эти страны отвергли переход под юрисдикцию МУС.

Американцы даже грозили суду, выдавшему ордер на арест Путина, применением военной силы

Если Россия поначалу и планировала стать участницей Международного уголовного суда и даже подписала в сентябре 2000 года Римский статут (так именуется международный договор, учредивший МУС), то впоследствии дело застопорилось. Дело в том, что вышеупомянутое подписание так и не было ратифицировано российской стороной. А потом – в результате неприятия руководством суда воссоединения Крыма с РФ – Москва решила в 2016 году и вовсе распрощаться с МУС.

С учетом же того, что и Украина так и не ратифицировала Римский статут, выписанный Международным уголовным судом, «ордер» в отношении российского президента и вовсе превращается в «филькину грамоту» – несмотря на то, что Киев предоставил МУС полномочия расследовать преступления, совершенные на своей территории.

А несколько других стран — среди них США, Китай, Индия, Израиль и Иран – изначально отвергли саму идею Международного уголовного суда как ограничивающую национальный суверенитет государств и дающую чересчур широкие компетенции этому суду. 

Именно Соединенные Штаты заслужили репутацию самого ярого врага деятельности МУС. Хотя американцы было подписали в 2000-м Римский статут, администрация Билла Клинтона сразу же предупредила, что Вашингтон не собирается ратифицировать этот документ, пока в полной мере не ознакомится во всех подробностях с деятельностью суда.  

Дальше – больше. При республиканце Джордже Буше-младшем Штаты вообще отозвали свою подпись и отказались участвовать в деятельности МУС, объяснив это защитой своих военнослужащих, и вообще национальных интересов и суверенитета США.

Но и это еще не все! В 2002 году – и это еще было до агрессии в Ираке, хотя и после вторжения в Афганистан – был даже принят специальный Закон о защите американских военнослужащих (American Service-members' Protection Act), который разрешил применение военной силы для освобождения любого гражданина Соединенных Штатов либо граждан из числа союзников США, задержанных на территории какого-нибудь государства по ордеру МУС.

Не ограничившись таким шагом, Вашингтон заключил вдобавок с рядом стран двусторонние соглашения, обязавшие их не выдавать подозреваемых американских граждан Международному уголовному суду. В случае же нарушения этих договорённостей США прекращают оказывать таким партнерам военную помощь и любую иную поддержку.

При администрации Дональда Трампа враждебность Вашингтона к действиям МУС приобрела еще более высокий градус – Соединенные Штаты пригрозили введением персональных санкций в отношении работников суда в ответ на расследования против американских граждан, связанных с возможными военными преступлениями в Афганистане. Заодно в Белом доме дали понять о готовности ввести санкции против любого гражданина любой из подписавших Римский статут стран, замеченного в участии в расследовании.

Когда прокурор МУС, представительница Гамбии Фату Бенсуда внесла в ноябре 2017 года предложение в суд расследовать обвинения в нарушении прав человека во время войны в Афганистане (причем дело касалось как преступлений, совершенных американцами, так и афганским правительством и боевиками признанного террористической организацией и запрещенного в РФ «Талибана»), советник президента США по нацбезопасности Джон Болтон заявил, что МУС не имеет юрисдикции над Соединенными Штатами.

И летом 2020 года Трамп подписал приказ, предусматривающий ввод санкций против сотрудников МУС, независимых следователей и журналистов, помогающих находить доказательства военных преступлений, совершённых гражданами и военными США.

А в начале сентября того же года США ввели санкции против прокурора Фату Бенсуды и основателя МУС Факисо Мочочоко – на том основании, что МУС «продолжает действовать против американцев», а прокурор суда оказывает ему поддержку в этом. Попавших под рестрикции деятелей внесли в черный список наряду с террористами и наркоторговцами.

Правда, впоследствии санкции в отношении деятелей суда были сняты госсекретарем Энтони Блинкеном в апреле 2021 года. Тем не менее, присоединяться к Международному уголовному суду Штаты не торопятся – чересчур велик риск того, что придется сотрудничать по расследованиям действий американских военных и ЦРУ в разных странах.

И как отмечает эксперт по международным исследованиям, автор книги «Грубое правосудие: Международный уголовный суд в мире силовой политики» Дэвид Боско, новое дело МУС в отношении российского президента поднимает неудобные вопросы для Вашингтона: «Это будет еще один неловкий момент для Соединенных Штатов из-за позиции США о том, что МУС не должен иметь возможности преследовать граждан государств, не являющихся членами организации».

Крайне острыми остаются отношения между МУС и не принимающим участие в его работе Израилем. В декабре 2019 года все та же прокурор Фату Бенсуда объявила о расследовании военных преступлений, предположительно совершенных в Палестине – как израильтянами, так и членами палестинских вооруженных группировок. При этом обвинения включают создание незаконных еврейских поселений на Западном берегу и нарушения законов войны израильскими военными во время конфликта в Газе в 2014 году, включая заявления о нанесении ударов по объектам Красного Креста.

Израиль, не являясь членом МУС, оспаривает юрисдикцию суда на том основании, что, по его утверждениям, Палестина не является суверенным государством, способным быть участником Римского статута. С точки же зрения суда, Палестина является государством-участником с 1 апреля 2015 года.

Как бы то ни было, израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху осудил затеянное в МУС расследование как «черный день для истины и правосудия» и «чистый антисемитизм». В поддержку своего главного ближневосточного союзника выступили и Соединенные Штаты. Тогдашний госсекретарь Майк Помпео заявил: «Мы решительно выступаем против этого и любых других действий, несправедливо направленных против Израиля».

Тем не менее, 5 февраля 2021 года Международный уголовный суд большинством голосов постановил, что территориальная юрисдикция Суда распространяется на палестинские территории, оккупированные Израилем с 1967 года, а именно сектор Газа и Западный берег, включая Восточный Иерусалим. 

Но Израиль настаивает на том, что не будет сотрудничать с расследованием МУС, утверждая, что суд не обладает юрисдикцией. Кроме того, израильтяне указывают на свою собственную независимую судебную систему, способную судить солдат, совершивших военные преступления.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру