Аналитики допустили поражение Эрдогана во втором туре президентских выборов в Турции

«Страсти кипят»

День выборов в Турции состоялся и уверенно наметил перспективу перехода гонки во второй тур. Ни один из главных кандидатов, судя по всему, не смог набрать необходимых 50%+1 голос для триумфа уже в первом туре. Так, по последним данным, Реджеп Эрдоган набрал 49,4% голосов, а его главный соперник Кемаль Кылычдароглу заработал 44,9% голосов. Правящая Партия справедливости и развития (ПСР) обеспечила себе большинство в Парламенте, что заставило мировых аналитиков сомневаться в будущем успехе оппозиции. Однако избиратели оказались практически разделены пополам, а это значит, что сценарии развития событий могут быть неожиданными.

«Страсти кипят»

К выборам в Турецкой Республике было приковано внимание буквально всего мира. Рассматривая под лупой нынешние выборы, опросы общественного мнения и аналитики предсказывали совершенно разные варианты: от победы того или иного кандидата уже в первом туре до возможности перехода всего процесса во второй тур и триумфа оппозиции.

Результаты подсчета голосов, которые стали появляться в информационном поле уже к вечеру воскресенья, постепенно указывали на то, что ни у Эрдогана, ни у Кылычдароглу нет почвы для уверенности в победе. Постепенное, но стабильное увеличение процентов в пользу Эрдогана в какой-то момент стало буквально «таять», наполняя копилку оппозиционера Кылычдароглу. Это спровоцировало определенную неразбериху. Конкуренты Эрдогана начали разгонять шум, заявляя, что, мол, «ясно, что победа будет нашей уже в первом туре». Лояльная оппозиционному кандидату турецкая пресса стала даже утверждать, что якобы на многих участках, где Кылычдароглу опережал по голосам Эрдогана, представители правящей партии выражали протест результатам и приходилось вести подсчеты заново.

В видении оппозиции, это была своего рода тактика действующей власти по деморализации проголосовавших. Таким образом, мол, людей провоцировали покинуть избирательные участки раньше появления окончательных результатов. Но будем честны, оппозиция, ведь, занималась тем же. Сам лидер альянса Кемаль Кылычдароглу в ходе подсчета голосов опубликовал запись на своей странице в социальной сети. Оно содержало всего одно слово и означало «Мы – впереди!».

Но впереди они не оказались. Хоть и с небольшим отрывом, но суммарно у кандидата от оппозиции получилось лишь 44,9% против эрдогановских 49,4%. Британский журнал The Economist отметил, что, несмотря на «хороший напор» подготовки оппозиции к выборам 14 мая, для них итог первого тура стал «наихудшим результатом». И здесь не в последнюю очередь упоминается то, что на парламентских выборах (которые проводились в этот же день) оппозиционный альянс заработал около 35% голосов, тогда как коалиция Эрдогана набрала почти 50%.

Многие зарубежные аналитики, учитывая факт удержания коалицией действующего президента большинства мест в Меджлисе, засомневались в том, что во втором туре президентских выборов Кылычдароглу уверенно займет кресло лидера страны. В дополнение к этому, довольно редко, но стали появляться заявления, что оппозиция была нечестна. Например, издание Politico, ссылаясь на публикацию журналистки Невшин Менгу в Твиттере, заявляет, что в традиционном бастионе оппозиции (анкарский район Чанкая) одна урна голосования была подсчитана 11 раз. Проверить это довольно сложно. По официальным заявлениям Высшей избирательной комиссии, никаких нарушений не было, а сам президент Эрдоган заявил, что выборы прошли, «как и подобает нашей турецкой демократии».

Ясно главное – 2 недели до второго тура будут максимально сложными во всех отношениях. Как отмечает агентство Bloomberg, впервые при нынешней избирательной системе будет проводиться второй тур. Электорат в этот раз оказался более разделенным, чем в 2018 году, когда Эрдоган уверенно взял президентское кресло в свои руки уже в первом туре.

Ко всему прочему, стоит понимать, что победа в первом туре не всегда гарантирует победу во втором. Например, на прошедших в марте 2023 года президентских выборах в Черногории на тот момент действующий президент Мило Джуканович уверенно лидировал с 35,4% в первом туре, а уже во втором проиграл своему сопернику Якову Милатовичу, уступив ему около 13% голосов.

Не забудем еще и третьего кандидата на турецких выборах – Синана Огана, который выступил, по признанию аналитиков, довольно уверенно. Его результат составил 5,2%. Как утверждает Politico, интерес вызывает именно то, как проголосуют сторонники этого кандидата. Сам политик-националист делает довольно противоречивые заявления по этому поводу, говоря о том, что националисты могут поддержать любого из главных претендентов на пост лидера страны при выполнении ряда условий. Он занимает жесткую позицию по отношению к курдским партиям, что затрудняет отношения с Кылычдароглу. Широко распространяется мысль, что оппозиционного кандидата активно поддерживает Демократическая партия народов (ДПН), которую считают «прокурдской». Без этого условия, получается, не состоится победа Кылычдароглу.

Именно этот политик высказывался и против введения санкций против России, заявив: «Мы не должны вести себя так, как раньше – как Запад сделает, так и мы. Нашим приоритетом будет Турция и регион: мы считаем регион нашим домом, и считаем, что внутренние дела можем урегулировать своими силами». Не похоже, что Оган готов перейти на сторону оппозиции, но исключать этого не стоит, хотя и с некоторыми оговорками.

Выступление Кылычдароглу, отмечает The Economist, было настолько неудовлетворительным, что лидеру НРП пришлось бы добиваться расположения всех избирателей Огана, чтобы получить шанс на победу во втором туре.

Помимо прочего, агентство Bloomberg предсказывает непростые две недели и для экономики страны. По данным агентства, Турецкие акции упали на 6,4% в понедельник, прежде чем спровоцировать остановку торгов. Лира торговалась около 19,66 за доллар после того, как турецкие государственные кредиторы продали доллары для поддержки валюты в воскресенье вечером перед официальными результатами.

«Две недели неопределенности — это сценарий, который рынкам больше всего не нравится», — отметил Чагри Кутман, специалист по турецким рынкам в KNG Securities. Помимо этого, все не уходит со страниц мировых СМИ и ситуация, связанная с землетрясениями в Турции, произошедшими в начале февраля. Многие критиковали правительство и самого Эрдогана в том, что оно не отреагировало на стихийное бедствие должным образом, якобы создав еще больше проблем для экономической сферы. Это, кстати, значительно снизило рейтинг Эрдогана.

В общем, ситуация сложная и возникает вопрос, чем может обернуться 2-недельный период между первым и вторым туром? Насколько возможны, если сложить все факты, протестные настроения среди населения и на какие действия могут пойти противоборствующие стороны?

– Не думаю, что кто-то из сторон будет оспаривать результаты голосования, поскольку это никому не выгодно, все сохраняют шансы на победу и нет причин вести какие-то споры, – поясняет старший преподаватель кафедры теории и истории журналистики филологического факультета РУДН, политолог Камран Гасанов. – Что касается избирателей, то страсти кипят, но я думаю, что они будут ориентироваться на своих лидеров. Вряд ли они что-то самовольно будут предпринимать. Их активность будет проявляться в том, что они будут участвовать в мероприятиях в поддержку того или иного кандидата. Народ, все-таки, инертный, он не будет самостоятельно предпринимать какие-то шаги, да и пока, вроде, никто цели вывести всех на улицы не ставит.

– Сейчас поддержка Эрдогана высокая, но в политике есть факты, когда в первом туре выборов кандидат лидирует, а во втором туре уже теряет голоса. Какова вероятность, что Эрдоган может столкнуться с таким сценарием?

– Вероятность есть, но даже несмотря на то, что он не прошел в первом туре, все-таки он обошел своего конкурента. Он популярнее Кылычдароглу на 5-6%. Есть вероятность, что во втором туре этот отрыв сохранится. Не все те, кто не голосовал за него в первом туре, не обязательно будут голосовать в будущем за его противника.

– Какую роль будет играть фактор Синана Огана? Сначала он формально был на стороне Эрдогана, теперь же не исключается, что он может «помочь» Кылычдароглу. Как понимать это?

– Думаю, он сам не уверен, за кого будут голосовать его избиратели. Люди выбирают его из-за фигуры и личности. Когда этой личности нет, то вероятно, что они будут выбирать что-то похожее. Сам он является националистом, а в рядах коалиции Эрдогана тоже есть националисты. Может, в этом плане у Эрдогана тоже будет определенная поддержка, хотя у республиканцев тоже в рядах националисты имеются. Думаю, они будут распределяться. Сложно сказать, поровну или нет, но я не уверен, что все голоса Синана Огана будут автоматически переходить к Кылычдароглу.

– Есть мнение, что если коалиция Эрдогана взяла большинство в парламенте, то результаты на президентских выборах могут сложиться в пользу Эрдогана, поскольку люди не захотят разделения. Да и законы станет проводить сложнее, что тоже символ турбулентности. Действительно ли у оппозиции могут снизиться шансы из-за этого?

– Да, это одно из мерил. Многие прогнозировали, что будет обратная ситуация, потому что Эрдоган как человек популярнее, а вот шесть оппозиционных партий имеют больший вес. Но тут в другом проблема. Они представляют из себя группу «лебедь, щука и рак», все тянут в разные стороны и люди не могут определиться, они голосуют за националистов, за курдскую политику или за светскость. Есть вероятность, что Кылычдароглу выиграет, а парламент будет проэрдогановским.

По моим радикальным прогнозам, может быть даже так, что Эрдоган проиграет и парламент будет за его сторонниками. Они будут инициировать законы, чтобы ослабить президента и вернуть страну к премьерской республике, учитывая, что у Эрдогана это последний срок. Мне кажется, он не будет против провести последний срок на посту премьера, а дальше будь, что будет. Если в парламенте они будут прочно сидеть, то они просто будут продлевать свою власть.

– То есть, шанс у оппозиции сохраняется?

– Думаю, да. Сейчас сложно сказать, что Эрдоган точно выиграет. Есть аргументы, которые говорят, что он может не проиграть.

Читайте материал «Русские в Турции описали тревожную обстановку перед вторым туром выборов президента»  

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29029 от 16 мая 2023

Заголовок в газете: «Страсти кипят»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру