Как и ожидали многие, после серии отвлекающих провокаций в Белгородской области, противник приступил к активной фазе. По данным Минобороны России утром 4 июня в крупномасштабном наступлении на пяти участках фронта ВСУ задействовали шесть механизированных и два танковых батальона. Целью был прорыв нашей обороны на наиболее уязвимом, с точки зрения ВСУ, участке фронта.
«Своих задач противник не добился, успеха не имел», - подвели итог в военном ведомстве. Там отметили, что потери ВСУ только за день составили более 250 человек, 16 танков, 3 боевые машины пехоты, 21 боевая бронированная машина.
5 июня активные бои на Угледарском направлении возобновились. Противник бросил в атаку более значительные силы. Наступательные действия противник продолжил также в районе Артемовска (Бахмута).
- Я бы не спешил утверждать, что наступление ВСУ началось, - рассказал «МК» Станислав Крапивник. - Да, бои идут от Марьинки до Артемовска. Противник ведет разведку боем, в некоторых местах он закрепился, как, например, под Артемовском, захватив около 400 метров. Но при этом ВСУ понесли огромные потери. Сейчас мы контратакуем и выталкиваем их с тех территорий, на которые они зашли. Поэтому говорить, что это полноформатное наступление — пока рано. Если они не достигнут в ближайшее время больших успехов под Артемовском, тогда они отойдут и снова будут искать слабые места в нашей обороне. Под Марьинкой то же самое. Противник начал атаковать. Его успешно отбили, и он понес потери. Если ВСУ сегодня начнут забрасывать дополнительные бригады и попытаются прорваться, тогда, может быть, это и будет наступлением. Но то, что происходит сейчас, я бы назвал интенсивной разведкой боем, не больше.
Пристальное внимание военных экспертов сейчас приковано к Волновахе. Это направление противник может использовать для основного удара, чтобы и создать угрозу отстроенному и относительно мирному Мариуполю.
Эксперты уверены, что «наступу» предшествовали отработанные, как по учебнику тактики, отвлекающие атаки террористов по Белгородской области, затем серия отвлекающих ударов, в том числе на Донецком направлении. Сейчас же может быть нанесен главный и вспомогательные удары на Южном фронте.
По словам Крапивника, чтобы понять является ли Волноваха главным или вспомогательным направлением для ВСУ, нужно время. Пока прорыв противника на этом участке можно считать случайным.
- От Волновахи до Мариуполя более ста километров. Надо исходить из того, что противник закрепиться пока не смог. Да, он вклинился в наше расположение на Волновахском направлении, потому что там произошла трагедия. Наверное, видели сообщение командира батальона «Восток» Александра Ходаковского о том, что на своей же мине подорвалась команда операторов беспилотников. В связи с потерей наших бойцов у нас не хватало данных воздушной разведки и противник смог незаметно для нас накопить силы. Тем не менее, для нашего командования наступление противника тут не стало неожиданным и врага отбили. Надо смотреть, что будет к вечеру.
По мнению наблюдателей, противник еще не задействовал полностью свои главные силы. И это будет сделано в ближайшее время. В то же время Станислав Крапивник уверен: для того, чтобы ввести резервы, ВСУ необходим мало-мальский успех на фронте.
- Противник сейчас если и прорывается, то на в первые линии. Когда он захватывает передовые позиции, тут же попадает удары нашей артиллерии и авиации. ВСУ просто не хватает войск, чтобы продвигаться дальше... Не знаю, что в замыслах у противника. Но по правилам боя, если будут большие успехи, тогда они начнут очень быстро двигаться и вводить в прорыв все, что только можно. Если успехи, как сейчас — то есть очень ограниченные, тогда ввода резервов не будет.
Эксперт не видит перспектив у наступления ВСУ.
- Наступление для ВСУ сейчас - провальная стратегия. Они вынуждены это делать, потому что у них нет альтернативы. Западные партнеры заставляют двигаться их вперед «под дулом пистолета». По-умному, эти бригады нужно было бы придержать и использовать для прикрытия своих дыр в ходе нашего наступления. Но у них другая политика, и хозяевам наплевать на то, сколько «мяса» будет уничтожено. Политикам в США и Европе надо показать своим избирателям, что есть продвижение украинской армии, на вооружение которой израсходованы миллиарды налогоплательщиков.
Военный эксперт напомнил, что Вооруженными силами РФ ранее наносились массированные ракетные удары по штабам и складам с военной техникой и вооружением ВСУ.
- Любой удар по складам, конечно, понижает боеспособность войск. Но уничтожение «центров принятия решений» даже более важно, чем удары по складам. Даже при наличии вооружения и техники, без военного руководства координировать все действия на фронте очень сложно.
В свою очередь, военный эксперт, член Изборского клуба Владислав Шурыгин отметил в своем канале пессимистичные настроения Генштаба ВСУ. Причина тому - уничтоженные в ходе ракетных ударов склады боеприпасов и горюче-смазочных материалов, а также тяжелые потери в высшем военном руководстве.
Все это, считает Шурыгин, серьезно нарушило систему снабжения войск и боевое управление. Он напомнил, что командование ВСУ еще в конце прошлой недели обратилось к Зеленскому с просьбой не торопиться и запросить у западных кураторов дополнительное время для восстановления системы боевого управления, накопления запасов и вооружения. Но ответ последовал однозначный: наступайте.
«Очевидно, что никакого стратегического успеха «наступ» уже не даст, в лучшем случае удастся продвинуться на некоторых направлениях на два-три десятка километров, и то - ценой огромных потерь и «сточенных» резервов», - заключил военный эксперт.