Операция Израиля «Дом и сад» в Дженине была воспринята многими не как вынужденная и оправданная необходимость, а как необдуманный шаг. Египетский МИД осудил «израильскую агрессию против палестинских городов и невинных мирных жителей». Иорданский министр иностранных дел Айман Сафади тоже выступил с осуждением операции, называя её «опасной эскалацией, которая вызовет широкие циклы насилия».
С критикой и откровенными осуждениями выступали Турция, ОАЭ и ряд других стран. Мало кто был на стороне Тель-Авива, кроме самого Тель-Авива (даже США, выразив поддержку антитеррористической операции, призвали израильтян минимизировать потери среди мирного населения). Израиль же всячески всех убеждал, что в Дженине настолько расплодились террористы (в чем есть доля правды), что другого выхода просто не было.
Риторика израильских политиков тоже была показательна. Вспомним для начала слова премьер-министра страны Биньямина Нетаньяху: «В последние месяцы Дженин стал пристанищем для террористов. Мы не готовы с этим мириться, и мы кладем этому конец. В эти часы наши силы со всей решимостью действуют в Дженине… Принцип, которым мы руководствуемся, прост: любому, кто убивал израильтян или замышляет подобное, место либо в тюрьме, либо в могиле… Операция «Дом и сад» будет продолжаться столько, сколько необходимо, пока задание не будет выполнено».
Или преждевременные обещания министра финансов Израиля Бецалеля Смотрича: «Это шаг, который восстановит израильское сдерживание и изменит направление борьбы за искоренение террора».
Казалось бы, цели и задачи поставлены и объяснены четко, а поэтому все должно было сработать на объединение всех граждан. Однако случилось совсем не так. Не успела начаться контртеррористическая операция в Дженине, как из ведра в израильские же СМИ стали выливаться объемные рассуждения о бесполезности подобного шага. Многие аналитики утверждали (ссылаясь на мнение оборонного истеблишмента страны), что затея не приведет к коренным изменениям в сфере безопасности. Как в воду глядели…
В самый разгар «Дома и сада», а именно 4 июля, в Тель-Авиве случается теракт. Ехавший в автомобиле злоумышленник въехал в толпу людей, которые стояли у торгового центра, а затем попытался атаковать прохожих холодным оружием. Всего, по официальным данным, пострадало 7 человек. Позже выяснилось, что террористом оказался 20-летний палестинец с Западного берега реки Иордан, въехавший в Израиль без разрешения. И здесь важно – представитель палестинского движения ХАМАС назвал нападение «первым ответом на преступления Израиля против нашего народа в Дженине».
Теоретически, такие события должны сплачивать общество вокруг правительства. Но в этот раз, такого, кажется, не произошло. Как пишет The Jerusalem Post, тысячи израильтян вышли в среду вечером, 5 июля, на улицы на протестную акцию. Спонтанные демонстрации вспыхнули после того, как начальник полицейского участка Тель-Авива Ами Эшед объявил о своей отставке. Если оценивать комментарии самого правоохранителя, то становится ясно, что он пошел на такой шаг из-за разногласий с министром национальной безопасности Итамаром Бен-Гвиром, который настаивал на том, чтобы Эшед приказал своим подчиненным обращаться более жестко с протестующими против реформы юридической системы. Эшед не был согласен с такой постановкой вопроса, а поэтому не увидел иного выхода, кроме отставки.
Подоплека конфликта оказалась близка обычным гражданам, которые в течение нескольких месяцев без устали выходят на демонстрации против продвигаемой правым правительством Нетаньяху судебной реформы. А тут выдался еще один повод, который тоже оказался связан с властями страны.
По оценкам полиции, в Тель-Авиве около тысячи человек заблокировали шоссе Аялон и улицу Каплан. Протестующие жгли костры. Акции народного гнева захватили также Иерусалим, где недовольные попытались проникнуть в резиденцию президента страны. Были заблокированы несколько основных автомагистралей.
Фиксировались и жесткие столкновения с правоохранителями. Для разгона толп были задействованы конная полиция и водометы. Из 14 пострадавших демонстрантов, двое получили ранения глаз от полицейских водометов. Причем, у одного из них, Майкла Фиша, диагностировали гематомы глаз. У второго, Шахара Гиноссара, медики зафиксировали перелом глазницы, множественные ранения лица и перелом носа. Врачи прогнозируют также появление возможных неврологических проблем.
Более того, день мог закончиться страшной трагедией. На одной из главных точек протестов вечера среды (шоссе Аялон в Тель-Авиве) мужчина за рулем серого BMW на высокой скорости проехал через толпу протестующих. К счастью, водителя оперативно задержали, а его выходка не привела к печальным последствиям. Жертв удалось избежать.
Однако это все – громкие сигналы для израильского правительства, коих за последние месяцы было уже очень много. Однако слепота политиков к внутренним проблемам, похоже, становится все более глубокой. Комментируя события на шоссе Аялон, уже упоминавшийся министр финансов Смотрич на своей странице в Twitter заявил: «Ответственность за хаос в Аялоне лежит на правоохранительной системе и полиции, которые потеряли контроль перед лицом анархистов».
Но давайте обратимся к высказыванию лидеров прошедших акций: «сегодняшний вечер является еще одним напоминанием правительству о том, что народ Израиля не заинтересован в диктатуре». И слово «напоминание» здесь как нельзя лучше демонстрирует запрос израильтян на справедливость со стороны местных властей.
И здесь вернемся к тому, с чего начали. Почему общество не восприняло проводимую акцию в Дженине как демонстрацию силы Израиля? Ответ на это дает аналитик газеты Haaretz Мордехай Кремницер, который констатирует, что в общественной повестке появились призывы к гражданскому бунту. Все сводится к тому, что демократия в Израиле с приходом к власти крайне правой коалиции оказалась, в представлении граждан, под угрозой. Как выражается Кремницер, демократия способна бороться за свое существование и выживание, особенно путем недопущения политических партий и кандидатов, которые ее отрицают.
Если так смотреть на ситуацию, то становится понятно, откуда корни у нынешнего гнева израильтян. Помимо этого, ощутимо растет недовольство и со стороны арабской части населения, о чем заявляют сами представители таких сообществ. Проведенная Израилем «антитеррористическая операция» в Дженине просто изначально не могла на 100% быть воспринята израильским обществом как неизбежная необходимость.
События последних дней лишь подтвердили ранее звучавшие как предположения мысли о том, что устранение потенциально опасных целей на Западном берегу не приведет к сдвигам в безопасности, а в худшем случае – только усугубит ситуацию. Учитывая отчеты палестинской стороны о том, что в Дженине в числе 12 погибших оказались несовершеннолетние, ситуация вызывает дополнительные вопросы именно к Израилю, который на протяжении двух дней операции уверял, что атакует лишь террористические ячейки. Да и доверие людей, видимо, пропало. Как отмечает израильская журналистка Равит Хехт в своей аналитической статье, «ситуация с безопасностью ужасна, стоимость жизни приближается к возмутительным масштабам, а Израиль разрывает на части жестокий и болезненный межплеменной конфликт». Однако, по мнению Хехт, правительство занято «своими корыстными интересами».