Одним из ключевых моментов, обозначивших рост влияния Африки на мировой арене стало недавнее турне делегации лидеров африканских стран, посетивших Украину и Россию в надежде предложить свой план выхода из украинского кризиса.
Хотя африканская инициатива и не привела к прорыву, но, с точки зрения президента ЮАР Сирила Рамафосы и его коллег из Сенегала, Уганды и Конго, эта поездка была успешной, хотя бы из-за созданного ею имиджа, отмечает немецкое издание Der Spiegel. Иными словами прозвучал мессидж: мы, африканцы, больше не просто беспомощно наблюдаем, мы принимаем участие – и участие активное. Если раньше лидеры государств с «глобального Севера» приезжали в Африку для урегулирования кризисов и конфликтов, то теперь все происходит наоборот.
Поездка на Украину и в Россию стала примером растущей уверенности Черного континента в себе и желания решительно избавиться от своей репутации пассивного получателя помощи в целях развития.
Сегодня почти все крупные державы проявляют огромный интерес к Африке, и не только из-за конфликта на Украине. Континент, который когда-то в значительной степени воспринимался как проблемное место, теперь все чаще рассматривается как стратегический партнер.
Интерес мировых держав к Африке имеет много измерений – дипломатическое, военно-стратегическое, экономическое...
На этом фоне Европейский Союз и Соединенные Штаты начали «окучивать» Африканский континенте, чтобы воспрепятствовать растущему влиянию там России и Китая.
Сырье из Африки – нефть и газ, а также литий и кобальт – приобретает все большее значение. Главы государств и компаний со всего мира выстраиваются в очередь в таких странах, как Сенегал, Конго и Намибия.
Африка изобилует сырьем, от которого зависит остальной мир, – литием, кобальтом, а также золотом и алмазами. Крупнейшее в мире месторождение платины также находится на континенте. С тех пор как во многих местах возродилась ядерная энергетика, уран вновь пользуется спросом, и особое внимание уделяется Намибии и Нигеру, где находятся крупные месторождения. Короче говоря, промышленный рост глобального севера был бы невозможен без Африки.
Китай, Турция, а теперь и Европа пытаются усилить влияние в Африке с помощью инфраструктурных проектов. Некоторые говорят о новой «схватке за Африку». Старыми, очевидно, считаются колониальные завоевания европейскими державами в XIX-XX веках и блоковой политике времен холодной войны.
Но сейчас, как показывают мирные миссии лидеров в России и на Украине, кое–что изменилось - африканские страны теперь уверены в себе, констатирует Der Spiegel. Они сами могут выбирать себе партнеров и делают это. Важно, кто сделает лучшее предложение: Россия, Китай, США, ЕС – и во многих случаях, признает немецкое издание, это вопрос не столько идеологии, сколько расчета затрат и выгод.
Европейцы, похоже, еще не нашли ответа на этот сдвиг, поскольку на протяжении десятилетий в первую очередь рассматривали Африку как пугало, полное потенциальных мигрантов. Новая гонка за Африку – это глобальная смена власти с открытым исходом.
***
Европа и США боятся потерять влияние в Африке. Но никто не хочет вкладывать большие суммы денег в нестабильные страны. Это с одной стороны. С другой же, в западных столицах отлично понимают, чем чревато для них усиление позиций на континенте России и Китая.
Вице-президент Африканского центра при Институте мира США Джозеф Сани 18 июля 2023 к слушаниям подкомитета по Африке Комитета по иностранным делам Палаты представителей Соединенных Штатов подготовил доклад по последствиям конкуренции великих держав на Черном континенте. Причем сосредоточился он на необходимости противостоять именно растущему присутствию России.
«Десять лет назад Россия вновь проявила интерес к Африке, развивая прочные отношения с Южной Африкой и другими странами, особенно с теми, которые подвержены нестабильности и конфликтам», – утверждает Джозеф Сани, назвав саммит Россия-Африка «важной вехой» в возобновлении дипломатического взаимодействия Москвы с континентом.
«Относительный», по словам недружественно настроенного к нашей стране эксперта, успех России в Центральноафриканской Республике, Мали и Судане должен заставить США и западные страны усомниться в своей стратегии взаимодействия с африканскими странами, особенно с теми, которые испытывают политическую нестабильность и насилие и подвержены российскому влиянию.
Надо, конечно, учитывать, что весь доклад Джозефа Сани так и брызжет ненавистью к нашей стране – и, похоже, не в последнюю очередь в результате сознания того факта, что Россия обходит американцев на африканском направлении.
«Не имея значительных экономических связей с Африкой, Россия умело использует другие средства влияния. Одной из вызывающих тревогу тактик является манипулирование общественным мнением Африки с помощью кампаний по дезинформации, включая сложные социальные сети», – констатирует эксперт.
О чем тут речь? О том, что Москва часто делает акцент на исторических примерах солидарности с Африкой, таких как предоставление образовательных возможностей и военная поддержка в эпоху холодной войны. Эти усилия, признает даже недображелатель, позволили России заручиться поддержкой и завоевать голоса африканских государств в Организации Объединенных Наций.
Еще один секрет роста российского влияния в Африке Джозеф Сани видит использовании военного потенциала для заключения союзов с африканскими лидерами или группировками. В качестве примера приводятся те же Центральноафриканская Республика, Судан, Мали и Ливия, где в числе прочего действуют и российские ЧВК. «На фоне этого сдвига продажи и поставки российского оружия африканским странам увеличились примерно с 500 миллионов долларов до более чем 2 миллиардов долларов в год», – не без зависти сообщает автор доклада.
Но и это еще не все, стращает американских законодателей Джозеф Сани: «В целом, учет этих факторов — ранее существовавших отношений, выгодных возможностей, политических и военных элит, ищущих поддержки извне (политической, финансовой, дипломатической поддержки), рисков политической нестабильности и переходных процессов, а также великодержавных стремлений (включая военные базы, морские маршруты, стратегические зоны влияния) — помогает предсказать страны, в которых Кремль будет находиться. и его прокси- сторонники будут нацелены на следующие страны Африки: Камерун, Республику Конго, Экваториальную Гвинею, Уганду. Соединенным Штатам следует учитывать эти возможности при формировании американской политики».
***
После того, как военные отстранили в Нигере от власти президента Мохаммеда Базума, считавшегося верным союзником Запада (и прежде всего Америки и Франции), тысячи людей приняли участие в акции протеста в Ниамее около французского посольства. При этом некоторые из демонстрантов размахивали российскими флагами, а на самодельных плакатах было написано по-французски«Долой Францию! Да здравствует Путин!».
Даже не будь этого, в Киеве события в Нигере по привычке свалили на Москву. Советник президента Украины Михаил Подоляк на голубом глазу заявил, что «теперь абсолютно ясно», что за переворотом стоит, конечно же, Россия.
Но если оставить за скобками эту экзотическую версию киевского производства, то даже западные лидеры и мейнстримные СМИ видят в российских триколорах на улицах Ниамея не свидетельство вовлеченности Москвы в военный мятеж, а знак растущей враждебности местного населения по отношению к Западу. Который, в свою очередь, враждебно настроен к России. Короче, враг моего врага – мой друг...
«Я пророссийски настроен, и мне не нравится Франция", – приводит Би-би-си слова местного бизнесмена, облачившегося в цвета российского флага. – С детства я был противником Франции. Они эксплуатировали все богатства моей страны, такие как уран, бензин и золото. Самые бедные нигерцы не могут есть три раза в день из-за Франции».
По его словам, он сам попросил местного портного взять материал в российских цветах - белом, синем и красном - и сшить для него одежду, отрицая, что это было оплачено некими «пророссийскими группировками».
«Нет никаких признаков того, что Россия помогла спровоцировать восстание в Нигере», – признает американский Си-эн-эн, но делает оговорку, мол, «в последние годы Москва стремилась воспользоваться антизападными настроениями в регионе». И хорошо, коль так. Грех этими настроениями не воспользоваться.
Между тем, на примере того же Нигера видно, насколько высоки ставки «конкуренции» великих держав на африканском континенте.
Государственный переворот в Нигере, который широко рекламировался как пример успеха демократии на континенте, лишил западные страны, особенно Францию и Соединенные Штаты, ключевого союзника в неспокойном регионе. Достаточно сказать, что на территории западноафриканской страны дислоцировано около 1100 американских военнослужащих, в том числе на базе беспилотников.
Свергнутый президент Базум был не только верным союзником Запада в борьбе с воинствующими исламистами (в Нигере находятся военные базы как США, так и Франции), но и важным экономическим партнером.
Будучи одной из беднейших стран (двое из каждых пяти жителей страны живут в крайней нищете, получая менее 2,15 доллара в день), Нигер является седьмым по величине производителем урана в мире. Это топливо жизненно важно для атомной энергетики, четверть которого поставляется в Европу, особенно в бывшую колониальную метрополию – Францию.
Французские военные в последние годы участвовали в операциях против активизировавшихся в регионе Сахель джихадистов из местных филиалов «Аль- Каиды» (запрещенная в РФ террористическая организация) и ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая организация). Но участвовали, судя по всему, не слишком эффективно – число насильственных событий с участием воинствующих исламистских группировок в Сахеле удвоилось с 2021 года, согласно отчету, опубликованному недавно аналитическим центром Пентагона Африканский центр стратегических исследований.
И по мере продолжения нападений исламистов антифранцузские настроения росли по всему региону, и люди в Мали, Буркина-Фасо и том же Нигере начали обвинять французов в том, что те недостаточно делают, чтобы остановить мятежников. В итоге пришедшие к власти в Мали военные прогнали французов, то же самое произошло и в Буркина-Фасо. В Нигере несколько групп гражданского общества начали усиливать антифранцузские протесты в середине 2022 года, когда администрация президента Базума одобрила передислокацию французских сил в Нигер после того, как им было приказано покинуть Мали.
Многие нигерцы, особенно представители молодого поколения, считают Францию ответственной за ужасающий уровень бедности в их стране. «Мы вышли, чтобы сказать этому маленькому Макрончику из Франции, что Нигер принадлежит нам. Это нам решать делать, что делать с Нигером, и иметь дело с тем, с кем хотим», – цитирует CNN одного из участников прошедших в африканской стране антифранцузских протестов.
Неудивительно, что на Западе такие настроения вызывают нешуточное беспокойство. Многочисленные западные эксперты бьют тревогу: волна гнева против французов в их бывших колониях в Африке открывает возможность для России распространить свое влияние на весь континент.
“Когда люди говорили о потенциальных соперниках западного влияния в Африке, это всегда был Китай”, - говорит один из британских политологов. Теперь же, по его словам, за последние пару лет, по сути, после начала конфликта на Украине, Россия активизировала свои усилия, и внезапно Москва вернулась почти в качестве геополитического игрока на африканском континенте, вызвав опасения на Западе.