По словам пресс-секретаря Владимира Зеленского Сергея Никифорова, Швеция, помимо денежных средств ( 500 миллионов евро пойдут якобы на восстановление Украины), планирует отправить на Украину насосы для питьевой воды. Они предназначены ее для доставки в те районы, которые пострадали от разрушения Каховской ГЭС. Но самая серьёзная новость по итогам поездки – вопросы о передаче Украине шведских БМП CV-90, а также истребителей "Грифон" (Gripen), на которых, по словам Зеленского, украинские пилоты уже проходят обучение. Однако, по словам самого Никифорова, передача «Грифона» пока что рассматривается только в теоретической плоскости, но эксперты полагают, что вопрос уже решен. О том, насколько эффективен этот самолёт, «МК» рассказал военный эксперт, директор музея ПВО Юрий Кнутов.
«Это лёгкий истребитель класса F-16, чисто шведская разработка, – рассказывает Кнутов, – Я бы не стал их особо выделять. Есть новая модификация, на которой установлена достаточно серьёзная электроника, даже есть АФАР. Вооружение тоже достаточно серьёзное, но я сомневаюсь, что Зеленскому дадут самолёты в последних модификациях, ограничившись устаревшими моделями, сопоставимыми с F-16, а по сути с МиГ-29. А на МиГ-29 в том варианте, в котором он есть на Украине, механическая система управления. На «Грифонах» уже компьютерное управление, что делает самолёт более манёвренным, облегчает управление им.
О том, что «Грифоны» могу поставить, речь идёт давно, более чем полгода. Вероятность, что «Грифон» будет доставлен Украине, очень велика.»
– Подходят ли украинские аэродромы под этот самолёт?
– Украинские аэродромы – это советские аэродромы, построенные в большом количестве на территории Украины ещё в период существования СССР. Их основное покрытие это бетон, поэтому проблемы с аэродромами – второстепенная деталь. Если потребуется где-то подремонтировать, улучшить качество стыков, то при том финансировании, которое получает Украина, это будет сделать несложно. Полагаю, что эти самолёты будут базироваться по две-три единицы на аэродроме, не больше. Будут какие-то базовые аэродромы, где их будут обслуживать техники и инженеры, а все остальные будут использоваться как «аэродромы подскока». И вероятность того, что эти самолёты будут проходить серьёзное обслуживание на территории Польши и Румынии, очень велика.
– Для них также требуется длительная и серьёзная подготовка пилотов?
– Конечно. И «Грифоны», и Ф-16. Об этом не говорится, но ещё год назад на Украине заявили о том, что они взяли группу выпускников училищ ВВС и отправили якобы на обучение в целый ряд стран. Состоялся ли этот проект или нет неизвестно, думаю, что её засекретили, но вероятность того, что лётчики сейчас проходят обучение, существует. Кроме того, обучение проводится, в первую очередь, на тренажерах, которые хоть и дорогие, но дешевле, чем самолёты. Поставить их на территорию Украины и организовать обучение несложно. Первую группу украинских пилотов обучали именно на тренажере F-16. Мы вычислили эту группу и ударили по ней «Кинжалом». Атака была успешной, это признал даже спикер ВВС Украины Юрий Игнат.
– «Грифоны» могут заменить поставки F-16?
– F-16 поставят, просто не так много. Там ведь создана истребительная коалиция, в которую входят, в первую очередь, Великобритания и Нидерланды, а к ним подтягиваются уже другие страны. Если Швеция будет участвовать, то они, конечно, будут заинтересована в продвижении своей военной продукции. По большому счёту, это реклама.
– Смогут ли эти самолёты изменить ситуацию на поле боя в пользу Украины?
– Нам нет смысла болезненно реагировать на них. Средства борьбы у нас есть: это Су-30, и Су-35, и ЗРК С-300 или С-400.