Раскрыто правило «трех Б» на выборах президента России

Политтехнолог Маркелов: «Надо избежать провокаций»

Президентская предвыборная гонка-2024 может пройти по новым правилам. В четверг группа парламентариев во главе с Андреем Клишасом и Павлом Крашенинниковым внесла в Госдуму поправки в закон «О выборах президента РФ». Снимать ход голосования и присутствовать на заседаниях избиркомов смогут только штатные журналисты официальных СМИ. «Враги будут тихушничать, надо избежать провокаций», — прокомментировал новеллу политтехнолог Сергей Маркелов.

Политтехнолог Маркелов: «Надо избежать провокаций»

Сам законопроект объемный. Зато пояснительная записка к нему совсем краткая и максимально успокаивающая. Авторы поправок уверяют, что смысл лишь в том, чтобы подогнать закон о президентских выборах к другим законодательным актам о голосовании других уровней, в которые ранее были внесены аналогичные изменения. Плюс в документе есть несколько новелл юридико-технического характера.

Между тем несколько поправок весьма интересны. Например, ограничение затрат на проведение агитации. Глава думского Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников отметил, что законопроектом предлагается установить предельную стоимость изготовления агитационных материалов в размере 2% от прожиточного минимума на душу населения в России на единицу продукции. (Сейчас эти 2%: 14 375 :100*2=286 руб. А ранее стоимость ограничивалась 100 рублями.)

Политтехнолог Сергей Маркелов объяснил «МК», зачем в законе в принципе прописывать потолок затрат кандидатов на агитацию.

— Главная цель любой агитации — кандидаты борются за узнаваемость, — пояснил Маркелов. — Если тебя не знают, за тебя не проголосуют. Формирование узнаваемости — это первый этап предвыборной кампании. На этой стадии можно даже не придумывать лозунги и предвыборную программу. Главное, чтобы кандидат вещал из каждого утюга. На этом этапе кандидат торгует своей фамилией и лицом.

Примечательно, что даже в XXI веке далеко не любой «утюг» подойдет для эффективной агитации. Как отметил эксперт, по исследованиям 2022 года в 85% случаев соцсети и Интернет вообще не покрывают аудиторию, которая считается «дисциплинированными избирателями».

— У политтехнологов есть правило «трех Б» по поводу того, кто регулярно ходит на выборы. Дословно оно звучит как «бабы, бюджетники, бомжи». Переводя в более корректную форму, дисциплинированные избиратели — это женщины, работники госучреждений и маргинализированные граждане. Они голосуют всегда. Но дешевыми интернет-технологиями эта аудитория не покрывается. Обратное утверждение является опасным заблуждением, — пояснил политтехнолог.

Маркелов подчеркнул, что наиболее эффективная политическая реклама — самая дорогая. Это ролики на ТВ и наружная реклама. Например, если арендовать билборд на пересечении Ленинградского и Волоколамского шоссе в Москве, где за день проезжают 3–4 млн машин, задачу по охвату аудитории можно решить буквально за сутки, уверен эксперт.

— Если кандидата знают избиратели, если он узнаваем, даже не важно, кто он и за что борется — он автоматически становится кандидатом №2 по отношению к основному кандидату, — говорит Сергей Маркелов. — Ограничение по максимальному бюджету изготовления агитационных материалов решает очень важную задачу: отсекает узнаваемость тех политиков, которые хотели бы составить конкуренцию потенциальному «кандидату №1». По сути, эта поправка вышибает из-под них одну ножку из четырех.

Еще одна очень важная поправка в законопроекте призвана ограничить доступ на участки и заседания избиркомов для всевозможных блогеров и стрингеров. Присутствовать и тем более снимать смогут только штатные журналисты официально зарегистрированных СМИ, а также иные лица, которым это право предоставлено по закону. Маркелов назвал эту поправку лекарством от возможных провокаций, которые непременно будут на предстоящих выборах, чтобы поставить под сомнение их легитимность.

— Враги обязательно будут тихушничать и пытаться устроить провокации. Задача поставлена так, чтобы обеспечить присутствие на выборах максимально надежных информаторов из ближнего круга, чтобы избежать провокаций. Нельзя допустить, чтобы противники России попытались поставить под сомнение законность наших выборов, — считает политтехнолог.

На какие еще поправки стоит обратить внимание:

— При появлении судимости у зарегистрированного кандидата он или его представители обязаны не позднее 18 часов следующего за этим дня сообщить об этом в ЦИК РФ в письменной форме.

— Полномочия доверенных лиц кандидатов прекращаются по истечении агитационного периода.

— Если в агитационных мероприятиях участвуют иноагенты, об этом необходимо сообщить заранее.

Глава Комитета Совфеда по конституционному законодательству Андрей Клишас отметил, что внесенный в ГД законопроект призван повысить гарантии обеспечения тайного голосования.

— Законопроектом устанавливаются дополнительные гарантии обеспечения тайны голосования. Законопроект совершенствует нормы избирательного законодательства с учетом мониторинга практики его применения, — разъяснил сенатор.

Выборы президента в России должны пройти в середине марта 2024 года. Окончательное решение о дате проведения голосования примет Совет Федерации в декабре 2023 года.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру