Ирландский бунт: организаторы беспорядков в Дублине призвали убивать иммигрантов

Зеленый остров перестал быть доброжелательным к «понаехавшим» иностранцам

Беспорядки в Дублине против мигрантов шокировали многих в Ирландии, казалось бы, не затронутой иммиграцией. Но, как и везде в Европе, крайне правые набирают силу.

Зеленый остров перестал быть доброжелательным к «понаехавшим» иностранцам

Полиция отвоевала мост О'Коннелла и готовила атаку дубинками на южном берегу реки Лиффи, но участники беспорядков и случайные прохожие на Уэстморленд-стрит не хотели отступать и терять из виду пожары. Так издание The Observer рассказывает о бунте в ирландской столице.

Молодой человек в маске только что поджег мусорный бак, который с громким свистом вспыхнул и охватил огнем автобусную остановку напротив кафе "Мими". На дальней стороне моста у подножия статуи Дэниела О'Коннелла горели двухэтажный автобус и легковой автомобиль, извергая оранжевые языки пламени. Дым от других пожаров поднимался в ночное небо.

Полиция забарабанила дубинками по щитам, что стало прелюдией к очередному нападению, а толпа все еще медлила, почти загипнотизированная зрелищем пламени в самом сердце столицы Ирландии.

“Печально, что до этого дошло, - говорит тихий зритель лет 20-ти, не участвующий в беспорядках. – Но ситуация вышла из-под контроля”.

Он имел в виду не беспорядки, охватившие центр Дублина в четверг вечером, а иммиграцию и представление о том, что иностранцы – и особенно лица, ищущие убежища, – провоцируют волну преступности и усугубляют жилищный кризис.

“Их религия не уважает права женщин, - добавил он. – Мужчины доминируют”.

Полиция атаковала, и зритель скрылся, не сумев уточнить о какой-либо связи с голландскими избирателями, которые на прошлой неделе поддержали антиисламскую Партию свободы Герта Вилдерса, или с результатами других выборов по всей Европе, но в этом не было особой необходимости, пишет The Observer.

Среди дыма, криков и воя сирен всплыла неприятная правда. Ирландия, которая так долго, казалось, противостояла антииммигрантской тенденции в Европе и предлагала “тысячу приветствий” иностранцам, изменившим ее экономику, общество и демографию, - Ирландия, которая, казалось, была невосприимчива к ксенофобии, демагогии и негативной реакции, – в конце концов, не так уж сильно отличается от других европейских стран.

Иммигранты начали прибывать сюда в большом количестве в 1990-х годах, до такой степени, что сегодня пятая часть 5-миллионного населения Ирландии родилась в других местах - сейсмическая трансформация, которая, казалось, происходила плавно, с незначительными общественными дебатами и незначительным политическим влиянием.

В то время как антииммигрантские настроения усилились во Франции, Италии, Венгрии и других странах и придали импульс Brexit, Ирландия казалась невосприимчивой. Тема иммиграции почти не фигурировала на выборах, парламентских дебатах или в основных средствах массовой информации. Приход к власти Шинн Фейн, прогрессивной левой партии, не нарушил этого консенсуса.

Существовало множество теорий об исключительности Ирландии. Возможно, столетия эмиграции и колониализма заставили ирландцев с пониманием относиться к прибывающим в поисках новой жизни. Возможно, это был голод растущей экономики по рабочей силе, хотя и перемежавшийся крахом и мерами жесткой экономии. Может быть, ирландцы просто были от природы приветливы и расслаблены. Еще поляки, британцы, индийцы, румыны, бразильцы? Ах, конечно, это великолепно.

События четверга разожгли костер такого благочестия. Около 13:30 мужчина нанес ножевые ранения троим детям и сиделке возле начальной школы на Парнелл-сквер в центре Дублина, серьезно ранив двух жертв. Это было шокирующее нападение, и в течение нескольких часов разразился настоящий ад. Комментаторы в социальных сетях назвали предполагаемого нападавшего иностранцем – на самом деле он натурализованный гражданин Ирландии, предположительно из Алжира – и вызвали бурный протест.

“Они не могут контролировать нас всех”, - говорилось в голосовом сообщении с аккаунта под названием "Убить всех иммигрантов". “Давайте разделимся на небольшие группы и будем делать то, что должны. В семь часов будьте в городе. Всем собраться, вооружиться. И любого чертового цыгана, иностранца, кого угодно, просто убейте, - призывал провокационный голос. - Давайте покажем это в новостях, давайте покажем чертовым СМИ, что мы не слабаки. Что иностранцев больше не пускают в эту чумазую страну”.

Леденящие кровь угрозы были бахвальством, пишет The Observer. Некоторые участники беспорядков скандировали “Уберите их” и другие лозунги, но сообщений о нападениях на иностранцев не поступало. Вместо этого около 500 человек бесчинствовали в центре Дублина, нападая на собственность и полицию. К концу акции были подожжены трамвай и два автобуса, повреждены 11 полицейских машин, разграблены 13 магазинов, арестованы 48 человек и, как сообщается, десятки полицейских получили ранения.

Группы иммигрантов выразили обеспокоенность по поводу своей безопасности. Организация "Сестры-мусульманки Эйре", которая управляет бесплатной кухней в Дублине, приостановила ее работу. Движение лиц, ищущих убежища в Ирландии, заявило, что независимо от того, что сделал человек, никакая национальность не должна быть запятнана: “Ни один человек не несет ответственности за действия другого, даже если это его близнец”.

В пятницу Лео Варадкар, премьер-министр Ирландии, призвал соотечественников к терпимости. “Быть ирландцем означает нечто большее, чем отдавать честь триколору, бить себя в грудь и указывать на место, где ты родился, - сказал он. - Это означает жить в соответствии с идеалами, представленными нашим флагом, это означает быть верными нашей собственной истории, это означает действовать с состраданием к другим. Сегодня я призываю всех нас вспомнить, кто мы есть на самом деле”.

Бунт подорвал представление о некой прогрессивной кельтской нирване в Атлантике, отмечает The Observer. Не из-за его масштаба: в толпе были оппортунисты, больше заинтересованные в том, чтобы развозить кроссовки и водку или записывать драматические кадры, чем запугивать иностранных наблюдателей, которые с волнением наблюдали за происходящим. Факторы, не связанные с иммиграцией, такие как растущая смелость молодежных банд после карантина из-за Covid, также подпитывали хаос.

Насилие также не получило общественной поддержки. Оно было широко осуждено. И многие подчеркнули тот факт, что именно бразильский курьер-доставщик по имени Кайо Бенисио помог остановить нападавшего возле школы.

Кампания GoFundMe “купи пинту Кайо Бенисио” собрала более 330 000 евро. “Добро пожаловать в Ирландию, Кайо! Спасибо, что добрались до дома”, - сказал один из доноров. “То, что ты сделал, было блестяще, вступив, не подумав о себе, го райб майт агат”, - сказал другой, используя ирландское “спасибо”. “Иностранный герой”, - сказал другой.

И все же молния, ударившая в Дублин, ударила не с ясного голубого неба, признает The Observer. Беспокойство по поводу иммиграции и лиц, ищущих убежища, уже несколько лет омрачает деревни, поселки и веси по всей Ирландии. В 2019 году отель в графстве Литрим, который стоял в очереди на размещение лиц, ищущих убежища, был подожжен – дважды. Предполагаемые поджигатели нацелились на другие центры для беженцев. Бурные протесты перекрыли дороги, а в сентябре даже парламент, ненадолго заперев законодателей внутри.

Мирные протесты против планируемых или фактических центров размещения происходят почти еженедельно, часто их возглавляют жители среднего класса, добивающиеся судебных постановлений. За несколько дней до беспорядков сотни людей в Россларе собрались, чтобы выступить против планов превратить второй отель в деревне графства Уэксфорд в место размещения беженцев. Законодатели теперь открыто высказывают подобные опасения в парламенте.

Некоторые протесты сосредоточены на ресурсах. Число беженцев, размещенных государством, подскочило с 7500 в 2021 году до 73 000 в 2022 году на фоне нехватки жилья и кризиса стоимости жизни.

Однако правые активисты также разжигают моральную панику по поводу того, что страна наводнена “неместными” хищниками, такими как словак Йозеф Пуска, осужденный в этом месяце за убийство учительницы Эшлинг Мерфи в 2022 году. На плакатах красуются такие лозунги, как “Ирландия полна”, “Ирландия для ирландцев” и “Жизни ирландцев имеют значение”.

Дрю Харрис, комиссар Национальной гвардии, или начальник полиции, сказал, что крайне правая радикализация продолжит разрушать ирландское общество: “Мы должны исходить из предположения, что мы увидим дальнейшие подобные протесты”. Полиция поспешно одолжила два водомета у полицейской службы Северной Ирландии.

Борис Джонсон, пишущий в Daily Mail, сказал, что даже “самая болезненно либеральная из стран” теперь недовольна открытыми границами ЕС. “Посмотрите, что происходит в Дублине, где этот прекрасный и счастливый город, похоже, охвачен расовыми беспорядками”.

Герман Келли, основатель маргинальной Ирландской партии свободы, осудил насилие, но сказал, что низший класс чувствовал себя оторванным от общества и игнорируемым: “Они просто злы и не видят механизма, с помощью которого они могли бы добиться перемен”.

Келли, который работает в Европейском парламенте от консервативного румынского депутата Европарламента Кристиана Терхеша, заявил, что планирует выдвинуть трех кандидатов на выборах в Европарламент в следующем году.

Еще неизвестно, получат ли ультраправые поддержку на выборах в Ирландии. От Словакии и Испании до Германии, Польши и Италии популистские и крайне правые партии одержали победу в некоторых странах-членах ЕС и потерпели неудачу в других.

Избирателям, возможно, придется затаить дыхание на несколько месяцев, чтобы узнать, станет ли ультраправый Герт Вилдерс премьер-министром из-за затянувшегося процесса формирования коалиции в Нидерландах. Но министр финансов Франции Бруно Ле Мэр заявил, что победа на выборах голландского кандидата, выступающего против ЕС и антиисламизма, стала следствием “всех опасений, которые возникают в Европе” по поводу иммиграции и экономики.

По всей Европе наблюдаются признаки того, что антимиграционная политика привлекает некоторых избирателей. Ультраправая партия «Альтернатива для Германии» объявила себя “крупной общегерманской партией” после успеха на региональных выборах в влиятельной земле Гессен в октябре. В Испании ультраправая партия Vox в июне вошла в местные органы власти в нескольких регионах.

Ультраправая Джорджа Мелони пришла к власти в Италии в прошлом году на фоне антииммиграционной политики. Несмотря на неприязнь, которую испытывают многие в ЕС, сейчас она является одним из самых влиятельных лидеров на саммитах ЕС, когда речь заходит о новых миграционных законах, которые государства-члены пытаются переступить черту после семи лет разногласий.

Ее чествуют лидеры, включая главу Европейской комиссии Урсулу фон дер Ляйен и премьер-министра Нидерландов Марка Рютте, который дважды сопровождал ее в поездке по вопросам миграционной политики в Тунис. Даже Эммануэль Макрон присоединился к клубу в прошлом месяце после участия во встрече Риши Сунака и Мелони по вопросам миграции.

“Опасность в том, что если Мелони сможет занять центральное место в европейской политике и избиратели увидят, что третья мировая война не началась только потому, что у власти находится лидер-популист, они могут сказать ”почему бы и нет?" во Франции и дать шанс Марин Ле Пен", - сказал один дипломат в Брюсселе. Дипломат предсказал, что миграция останется на первом месте в повестке дня, что приведет к сдвигу вправо на парламентских выборах в Европе.

Цепляться за самомнение о том, что Ирландия отличается от других, больше не имело смысла, написала Пэт Лихи, политический редактор Irish Times: “Считаете ли вы эти опасения законными или нет, они реальны, и теперь они являются частью нашей политики”. Правительственный деятель отправил Лихи ироничное сообщение: “Итак, теперь мы официально являемся основной европейской страной”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру