Сербия вышла на улицы, но не готова к “цветной революции”

Поддержка власти населением может перевесить

После состоявшихся досрочных парламентских выборов в Сербии отношения действующей власти и оппозиции не улучшились. Увидев, что коалиция Александра Вучича с небольшим перевесом обходит оппозиционный список «Сербия против насилия» на муниципальных выборах в Белграде, прозападный блок сразу же заявил о некой фальсификации результатов. Все это вылилось в вечерние протесты сторонников оппозиции, где в ход шли яйца и туалетная бумага. Анализируем, чем может обернуться гнев сербской улицы.

Поддержка власти населением может перевесить

Белград вновь полыхает. Оппозиция, высказывавшая до этого лишь на словах недовольство результатами прошедших муниципальных выборов, решила перейти к действиям. По иронии судьбы, коалиция со звучным и многообещающим названием «Сербия против насилия» по сути к насилию и прибегла.

Собравшись на неимоверно быстро сколоченной акции протеста перед зданием Республиканской избирательной комиссии, демонстранты стали сносить заборы, пытались проникнуть в здание РИК, забрасывали окна и стены яйцами, помидорами и туалетной бумагой. Накал был таким, что уже и между сторонниками оппозиции вспыхнула драка.

Один из самых жестоких эпизодов случился с директором Республиканского института статистики Миладином Ковачевичем, который сообщил о нападении на него. Во время эфира на телеканале N1 Миладин заявил: «Я шел домой, потому что было уже поздно, а утром надо снова на работу. Но на меня набросились, как звери, и сбили с ног. На меня напали 15-20 человек, я упал. Возможно, повредил позвоночник».

Чуть позже, как пишет сербская газета Politika, Председатель республиканской избирательной комиссии Владимир Димитриевич заявил на заседании РИК, что их коллега получил травму головы. К слову, как пишет издание Pink, причастных к нападению оперативно задержали и отправили отбывать наказание на 48 часов.

По сербским СМИ разошлись фото сумки, изъятой у активистов. В ней были обнаружены ножи и биты.

Оппозиция выдвигает одно основное требование – отменить результаты выборов в Белграде, где разница в количестве мандатов у «Сербии нельзя останавливаться» и «Сербии против насилия» оказалась очень близка, и провести новые муниципальные выборы.

Для чего они трясут именно РИК не совсем ясно. По словам ее председателя, городская избирательная комиссия, а не РИК, несет ответственность за городские выборы в Белграде. У Республиканской комиссии таких полномочий просто нет. Лидеры оппозиции даже решили объявить голодовку. Все это не вполне похоже на обещанные Мирославом Алексичем «демократические методы борьбы с несправедливостью».

Многие стали сравнивать ситуацию в Сербии с известными событиями на Украине. Это и Оранжевая революция 2004 года, и Майдан 2014 года. Однако и в самой Сербии был свой схожий пример: свержение Слободана Милошевича («Бульдозерная революция») в 2000-м году. Претензии к Милошевичу схожи с претензиями к Вучичу сейчас, в том числе и по части ничем не доказанной фальсификации выборов.

Что же сейчас? Сможет ли действующая власть Сербии утихомирить буйные головы или сценарий наибольшей эскалации, увы, неизбежен.

– Протестная активность в Сербии присутствует в повестке дня последние годы постоянно, – поясняет научный сотрудник Отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Полина Соколова. – Наверное, многие уже забыли, но после президентских выборов оппозиция каждую неделю выводила многотысячные митинги, новая оппозиционная активность захлестнула страну после массовых расстрелов в мае этого года. Это связано как с внутриполитической ситуацией (которая осложнена вопросом Косово), так и с международной обстановкой.

Такая рутинная оппозиционная активность может вылиться в серьезную неспровоцированную или же запланированную околореволюционную ситуацию. Но при этом, сохраняя здравую голову, можно сказать, что поддержка власти в Сербии имеет существенный характер.

Политолог обращает внимание на благоприятную экономическую ситуацию в стране и успешность во внешнеполитическом лавировании Сербии между Россией и Западом. Оппозиция же в ответ, подмечает эксперт, перекладывает всю вину на власть. Мол, не вводя санкции против России, истеблишмент якобы поддерживает культуру насилия в самой Сербии.

– Возможно, ситуация будет развиваться в неблагоприятном русле. Но на мой взгляд, это маловероятный сценарий. Но предсказать трудно, – полагает Полина Соколова.

– Есть мнение, исходя из международной обстановки и очевидного давления со стороны Запада на Вучича, что к разжиганию протестов могут быть причастны некие силы извне. Насколько допустима и верна такая мысль?

– Конечно, оппозиция имеет очевидную поддержку западных политиков. Мы слышали и заявления немецкого министра иностранных дел Анналены Бербок, которая говорит, что «нужно бороться с националистической пропагандой правящей элиты». Запад видит в сербском правительстве тех, кто не дает возможности, по их мнению, нормализовать ситуацию в Косово. Вся вина возлагается на сербских политиков.

Оппозиция, повторюсь, имеет западную поддержку, но пока только на словах. Но, несомненно, неправительственные организации страны получают американскую и европейскую помощь.

Эксперт отмечает, что в сравнении нынешней обстановки с ситуацией во времена Милошевича нужно понимать, что современная Сербия отличается стабильностью. Как исторический факт – об этом нужно помнить. Однако на 100% она не совпадает с реалиями сегодняшнего дня.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру