Бойцы инженерно-саперных подразделений группировки «Запад» утверждают: каждая обезвреженная мина – очередной шаг к победе. Им приходится иметь дело с целыми полями, усеянными боеприпасами. Одна ошибка может стоить нескольких жизней, поэтому подходят к делу со всей ответственностью.
Командир инженерно-штурмового отделения «Рубин» добавляет, что часто к ним за помощью обращаются гражданские. Неразорвавшиеся снаряды, сбросы – все это представляет угрозу для мирных жителей.
- Минирует противник все подряд: ему не важно, кто пострадает. Поэтому часто к нам поступают заявки от населения на очистку освобожденных территорий. После нас жители могут спокойно гулять, работать, - говорит командир.
В последнее время им часто встречаются самодельные боеприпасы, например, начиненные гвоздями.
- Заложить взрывчатку могут во что угодно. Например, в жестяную банку или любой бытовой предмет. Поэтому лучше не хватать что попало, - советует военный.
Важнейшая составляющая работы военных инженеров – проделывание проходов в минных полях. По ним бойцы в защитных костюмах всегда проходят первыми. По «проторенной» ими дороге уже движется пехота с техникой. Взрывоопасные предметы на пути они уничтожают на месте - как правило, при помощи тралов. В основном встречаются противотанковые и противопехотные мины. Часто – западного производства.
На больших заминированных участках обезвреживать боеприпасы по одному, безусловно, нелогично. Для таких случаев у инженеров есть специальная техника. Например, хорошо зарекомендовала себя установка УР-77. Она обезвреживает целый «коридор», по которому могут пройти войска. Машина выстреливает тротиловым шнуром - так называемой кишкой, которая вместе с собой подрывает боеприпасы вокруг. Такой принцип особо эффективен при штурме позиций с минными заграждениями, когда каждая минута на счету.
- Это гораздо быстрее, чем разминировать по одной. Выстреливаем заряд и делаем проход метров сто в длину, 70 в ширину, - говорит мехвод установки с символичным позывным «Шумный».
Но иногда инженерам приходится бороться не только с минными заграждениями. Завалы, природные препятствия тоже никто не отменял. В этом случае помогают машины разграждения – эдакие военные экскаваторы. Старший машины с позывным «Далекс» рассказывает, его техника пройдет везде. Вдобавок и сделает проход для позади идущих.
- Бетонная стена, лес с деревьями - ей без разницы, сделает дорогу где угодно, - хвалит свою машину военный.