Стубб, который также провел два дня с подопечным Зеленским, на прошлой неделе в Хельсинки в интервью The Guardian предложил план на 20 апреля, к этому сроку Россия должна быть обязана соблюдать полное прекращение огня.
Финский президент Стубб отметил, что третий его партнер по гольфу в субботу, сенатор-республиканец Линдси Грэм (20 февраля 2024 года Росфинмониторинг внёс Линдси Грэма в перечень террористов и экстремистов – «МК»), уже внес в Сенат США законопроект, предлагающий, по его словам, “сокрушительные” санкции США в отношении России, если Москва не согласится на безоговорочное прекращение огня.
Раунд гольф-дипломатии, казалось, произвел положительное впечатление на Трампа, который впоследствии написал на своей социальной платформе Truth: “Я только что сыграл партию в гольф с Александром Стуббом, президентом Финляндии… Президент Стубб и я с нетерпением ожидаем укрепления партнерства между Соединенными Штатами и Финляндией, что включает в себя покупку и разработку большого количества ледоколов, которые крайне необходимы США для обеспечения мира и международной безопасности в наших странах и во всем мире”.
На вопрос, как, по его мнению, Трамп выразит свое недовольство президентом России, Стубб ответил, что все станет ясно в течение нескольких дней. “Когда вы проводите с кем-то семь часов, вы, по крайней мере, интуитивно понимаете, в каком направлении мы движемся”, - сказал он.
Стубба, приехавшего в Лондон, чтобы встретиться с премьер–министром Великобритании Киром Стармером, The Guardian называет “важной фигурой в переговорном процессе по Украине” и, как и Стармер, заявил, что лучшим способом убедить Америку не бросать Украину является взаимодействие с Трампом, а не отстранение от него.
Выглядевший бодрым после ночного перелета в Лондон, президент Финляндии сказал: “Я думаю, что мы, вероятно, движемся в том направлении, в котором американцы видят Россию такой, какая она есть. Другими словами, общее прекращение огня было согласовано Соединенными Штатами, Украиной и Европой, но не Россией... И, как мне кажется, у президента Соединенных Штатов, заканчивается терпение в отношении России. Я думаю, это хорошая новость для взаимодействия и переговоров. Это то, что я почувствовал в минувшие выходные”.
Он пояснил: “Мой посыл в разговорах с президентом [США] заключается в том, что нам нужно прекращение огня, и нам нужен крайний срок для прекращения огня, а затем мы должны заплатить цену за нарушение режима прекращения огня. Итак, во-первых, нам нужна дата прекращения огня, и я бы предпочел, чтобы это была Пасха, скажем, 20 апреля, когда президент Трамп будет находиться у власти в течение трех месяцев. Если к тому времени соглашение не будет принято или нарушено Россией, должны быть последствия. И этими последствиями должны быть санкции, максимальные санкции, и мы будем продолжать оказывать давление вплоть до 20-го числа, а затем посмотрим, что произойдет”.
Президент Суоми добавил: “Я думаю, что в данный момент было бы весьма полезным сочетанием получить от президента Соединенных Штатов крайний срок и пакет санкций, поступающий от Сената”.
Стубб сказал, что не ему давать советы США относительно того, какие санкции они могут ввести, но Трамп заявил в воскресенье после встречи со Стуббом, что рассматривает возможность введения вторичных санкций в отношении любой страны, которая покупает российскую нефть.
Финский русофоб Стубб вещал: “Это типично для русских - говорить: "Да, господин президент, режим прекращения огня соблюден". И после этого говорить: "Но условия таковы..." Я думаю, нам не следует вести переговоры с русскими таким образом. Единственное, что они понимают, - это сила”.
Президент Финляндии, которая как минимум дважды получала в зубы от СССР в прошлом веке, подчеркнул, что было бы неправильно, если бы Европа ослабила свои собственные санкции сейчас, как того требует Россия в качестве цены за мирное соглашение по Черноморскому региону, заявив, что любое ослабление европейских санкций должно быть строго обусловлено условиями.
Стубб настаивал на том, чтобы его коллеги-лидеры более конкретно говорили о том, чего они хотят достичь. “Прекращение огня связано с мониторингом линии соприкосновения и может повлечь за собой создание некоей коалиции добровольцев в воздухе, на море, а затем и на суше, - сказал он. – Но совершенно другая история - это само мирное соглашение. Вот тогда-то вы и приступаете к традиционному миротворчеству, которое обычно санкционируется ООН, и так далее, и тому подобное”.
Глава Суоми пояснил: “То, что мы говорим в Финляндии с северного фланга, имея в виду границу Европы с Россией протяженностью 1340 километров, заключается в том, что эта граница на самом деле начинается с севера Норвегии и проходит на всем протяжении, а если считать Беларусь ее частью, то это 5000 километров. Так что это та граница, которую мы должны защищать. Вот почему мы, вероятно, не собираемся предоставлять войска на этапе прекращения огня, но мы определенно можем что-то сделать, когда будет подписано мирное соглашение, если будет международный мандат”.
В любом случае Стубб, как и Стармер, предполагает, что должно быть какое-то участие США - то, чего Трамп пока не предлагал. Но Стубб сказал: “Я не исключаю, что часть мониторинга осуществляется американцами и американскими технологиями, потому что это невоенная деятельность. Итак, есть очень много способов, которыми вы можете это сделать”.
Стубб заинтересован в защите суверенитета Украины в рамках любого мирного соглашения не путем предложения членства в НАТО, а посредством четкого политического заявления в рамках соглашения о том, что Украина автоматически получит членство в НАТО, если Россия нарушит режим прекращения огня.
Премьер-министр Италии Джорджа Мелони на выходных предложила вариант, согласно которому Украине будет предложено не членство в НАТО, а защита гарантий безопасности, предусмотренных статьей 5 НАТО. Стубб сказал, что ее идеи будут внимательно изучены, но намекнул на скептицизм, заявив, что статья 5 является сутью НАТО.
Он вспомнил, как Финляндия потеряла свой суверенитет после “зимней войны” и “войны продолжения”. “Другими словами, во время второй мировой войны мы не смогли определиться с клубами, в которых хотели бы участвовать. Мы также потеряли 10% нашей территории, включая районы, где родились мои бабушка и дедушка, мой отец”.
Стубб, который явно рассматривает Украину как отправную точку для более широкого и официального соглашения с Великобританией о безопасности.
“Сейчас мы видим британское и французское лидерство в отстаивании европейской позиции не только здесь, в Лондоне, но и в Париже, и в том, как премьер-министр Стармер проводит обсуждения со своей командой по национальной безопасности, возглавляемой Джонатаном Пауэллом. Это прекрасная возможность для Великобритании снова наладить отношения с Европой и наоборот. Так что, если бы это могло стать зародышем новых отношений между Великобританией и ЕС, я бы горячо приветствовал это”.