"Помощь Красной армии была ограниченной": в чем не прав президент Сербии

Вучич нам друг, но истина дороже

Век живи - век учись. Казалось бы, что еще можно добавить к истории Второй мировой войны, чем удивить? Но нет, президенту Сербии Александр Вучичу это вполне удалось. Не столько, впрочем, добавить, - ценность сделанного им "открытия", мягко говоря, сомнительна, - сколько именно удивить. По версии Вучича, Красная армия не сыграла существенной роли при освобождении его страны: сербы, мол, освободили себя сами - "в основном".

Вучич нам друг, но истина дороже

тестовый баннер под заглавное изображение

"Мы получали помощь от Красной Армии, но в основном это была наша армия", - заявил Вучич в интервью американскому блогеру Марио Науфалу. В этот момент у президента еще существовала возможность все исправить. Собственно, она существовала бы и дальше, если бы Вучич просто поставил на этом точку, не стал развивать и оттачивать мысль.

Потом все можно было списать на усталость и неловко повернувшийся язык. С кем, дескать, не бывает. Но в следующие секунды начатое было довершено. На уточняющий вопрос интервьюера, была ли советская помощь ограниченной, президент Сербии дал категоричный утвердительный ответ.

Случаются, конечно, и более вопиющие попытки фальсификации истории Второй мировой, но до сих пор фальсификаторы находились главным образом по ту сторону разделивших мир баррикад. Во всяком случае, среди лидеров дружественных нам стран таковых вроде бы до сих пор не встречалось. И, стало быть, Вучича в этом отношении можно назвать первопроходцем.

Собственно, этим в первую очередь и объясняются та острая реакция, которую его заявление вызвало в России. Реакция недоумения и возмущения. И сии "лавры" никак нельзя назвать незаслуженными. Хоть Вучич нам и друг, но истина все-таки дороже.

"Наша армия", о которой говорит сербский лидер, - это сформированная югославскими коммунистами партизанская Народно-освободительная армия Югославии. Но, во-первых, "наша" в данном случае совсем не тождественно слову "сербская". Да, сербы были самой многочисленной национальной группой среди партизан, тем не менее их доля составляла менее половины. Скажем, по состоянию на май 1944 года - 44 процента. Следом шли хорваты - 30 процентов.

Далее по убывающей - прочие народы, населявшие Югославию. Довольно много в НОАЮ было и иностранных бойцов, в том числе, между прочим, и наших соотечественников. В составе частей и соединений партизанской армии воевали более шести тысяч граждан СССР.

НОАЮ сыграла, безусловно, очень важную роль в освобождении Югославии, подвиг партизан никто не умаляет. Но решающей эту роль назвать, объективно говоря, нельзя. Освобождение - в полном смысле этого слова, освобождение всей страны, а не отдельных партизанских районов - началось после того, как на территорию Югославии вступила Красная армия - части 3-го Украинского фронта.

Если же рассуждать в логике Вучича, то еще более успешно и самостоятельно действовали партизаны в соседней Албании. Обошлись даже без "ограниченной помощи" Красной армии и союзных войск. Управились полностью сами. Чему, впрочем, поспособствовали сами немцы, которые в конце 1944 года попросту оставили эту страну без больших боев.

Для справки: столица Югославии и Сербии, город Белград, и большая часть Сербии были освобождены в ходе Белградской стратегической наступательной операции (28 сентября - 20 октября 1944 года), проведенной советскими войсками совместно с НОАЮ и армией Болгарии, только что перешедшей на правильную сторону истории и объявившей войну Германии.

В ходе этих боев погибли 4350 советских воинов, 14,5 тысячи получили ранения. Всего же за освобождение Югославии отдали свои жизни около восьми тысяч бойцов и командиров Красной армии. И что самое интересно - сражались они не только с немцами, но и с сербами.

Да-да, здесь нет никакой ошибки. Плечом к плечу с оккупантами Белград "защищал" Сербский добровольческий корпус войск СС, сформированный из добровольцев - сербских националистов фашистского разлива. Командовал корпусом оберфюрер СС Константин Мушицкий, выходец из старинного дворянского сербского рода.

Довольно серьезная, надо сказать, была боевая единица, Численность корпуса составляла около 10 тысяч человек. И главное, воевали сербские националисты-эсэсовцы яростно и упорно. Что называется, не за страх, а за совесть. Воевали главным образом с "красными" партизанами, но от боев с регулярной Красной армией тоже отнюдь не отлынивали.

На той же стороне фронта действовал целый ряд целый других сербских коллаборационистских вооруженных формирований, в том числе, например, Сербская государственная гвардия, Специальная полиция Белграда, 1-й Белградский специальный боевой отряд. В том же лагере к концу войны оказались и сербские четники...

В общем, все сложно с историей освобождения Югославии. Если начать упрощать, подгонять под удобный шаблон, запросто можно сесть в лужу. Президенты от этого, как видим, тоже не застрахованы.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру