Договор между РФ и Исламской Республикой Иран был подписан 17 января 2025 года в ходе визита иранского президента Масуда Пезешкиана в Москву.
Во время подписания документа российский президент Владимир Путин назвал договор «по-настоящему прорывным» и «нацеленным на создание необходимых условий для стабильного и устойчивого развития России и Ирана, всего нашего общего евразийского региона».
Согласно договору, обе стороны стремятся к углублению и расширению отношений во всех сферах, представляющих взаимный интерес, укреплению кооперации в области безопасности и обороны, тесной координации деятельности на региональном и глобальном уровнях, что соответствует долгосрочному, всеобъемлющему и стратегическому партнерству.
Договор состоит из преамбулы и 47 статей и составлен в двух экземплярах на русском, фарси и английском языках, причем все тексты имеют одинаковую силу.
По словам спикера Госдумы Вячеслава Володина, подписание договора главами двух государств является «важнейшим событием в истории двусторонних отношений». Этот документ был внесен на ратификацию Госдумой президентом РФ Владимиром Путиным в марте. Представителем главы государства при рассмотрении парламентом вопроса ратификации российско-иранского договора назначен замглавы МИД России Андрей Руденко.
Это соглашение о всеобъемлющем стратегическом партнерстве РФ и Ирана призвано заменить договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между двумя странами, подписанный еще в 2001 году. Работа над новым договором велась еще с 2022 года, и в июне прошлого года стало известно, что стороны согласовали его текст. В Кремле отметили, что новый договор отражает выход двусторонних связей на новый уровень.
Согласно документу, Россия и Иран совместно будут противостоять вмешательству третьих стран во внутренние и внешние дела друг друга.
Еще одна крайне важная в современных условиях договоренность - Москва и Тегеран обязуются воздерживаться от присоединения к санкциям третьих стран друг против друга и гарантируют неприменение односторонних принудительных мер.
Также две страны договорились тесно взаимодействовать в проведении совместных военных учений.
Договор фиксирует правовые рамки для дальнейшего развития сотрудничества Москвы и Тегерана на долгосрочную перспективу и закрепляет статус России и Ирана как стратегических партнеров, охватывая все сферы взаимодействия – от развития промышленности и сельского хозяйства, энергетики до обороны и противодействия терроризму, от образования до культурных обменов.
В частности, в соответствии с подписанным договором о всеобъемлющем стратегическом партнерстве российские и иранские спецслужбы повысят уровень взаимодействия, будут осуществлять взаимодействие в рамках отдельных соглашений.
Потенциал сотрудничества России и Ирана поистине безграничен. Это и амбициозный проект международного транспортного коридора Север-Юг, в случае окончательной реализации которого может быть достигнуто «бесшовное» движение по маршруту из портового поселка в Ленинградской области Усть-Луга до иранского порта Бендер-Аббас на берегу Персидского залива.
Это и планы по всемерному использованию обеими странами всех экономических возможностей Каспийского моря, учитывая преимущества географической связанности России и Ирана.
Это и взаимное развитие туристических потоков из России и Ирана – с облегчением визового режима (а в перспективе, возможно, и отменой виз). Это и взаимный прием банковских карт двух стран.
Отдельно стоит отметить, что Москва и Тегеран договорились взаимодействовать в целях создания независимой от третьих стран платежной инфраструктуры, перехода на осуществление двусторонних расчетов в национальных валютах.
Как заявлял недавно министр финансов РФ Антон Силуанов, немалой задачей является увеличение товарооборота между Россией и Ираном, потому что для наших стран, для нашего уровня экономического сотрудничества 4 миллиарда долларов - это крайне мало.
В конце прошлой недели пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Иран является союзником России, с которым наша страна имеет развитые отношения. Отвечая на вопрос о том, что думают в Кремле об угрозе бомбардировок Ирана со стороны Соединенных Штатов и о проведении прямых переговоров между Вашингтоном и Тегераном, Песков подчеркнул: «Мы сейчас занимаемся восстановлением наших отношений с Соединенными Штатами, но и Иран является нашим партнером, союзником, с которым мы имеем весьма развитые и многопрофильные отношения».