Напомним, что тысячи сторонников Марин Ле Пен собрались у Дома инвалидов в Париже, чтобы выразить поддержку руководителя «Национального объединения» после ее осуждения за растрату бюджетных средств. Суд запретил Ле Пен заниматься политикой в течение пяти лет, что ставит под угрозу ее амбиции участвовать в президентских выборах 2027 года.
Выступая перед толпой, скандировавшей «Марин — президент!», политик назвала приговор «политическим решением» и сравнила свою борьбу с движением за гражданские права Мартина Лютера Кинга. Однако, несмотря на громкие заявления, явка оказалась относительно скромной — около 10 тысяч человек, что свидетельствует о возможных трудностях в расширении ее поддержки.
По мнению западных аналитиков, хотя эти сообщения могут найти отклик у ее окружения, во Франции, стране с традициями сильного общественного доверия к системе правосудия, его будет сложнее продать более широкому кругу лиц. Опросы показывают, что большинство французов одобряют решение суда. Более того, аналогичные обвинения в прошлом предъявлялись и политикам из других партий, что лишает Ле Пен аргумента об исключительности приговора.
«Во Франции суды пользуются большим уважением, и обвинения в политической предвзятости воспринимаются скептически», — отмечает специалист Муджтаба Рахман.
Поясним: Ле Пен и ее соратники были признаны виновными в незаконном использовании почти 5 миллионов долларов из бюджета Европейского парламента. Эти деньги предназначались для оплаты работы парламентских помощников, но, по данным следствия, фактически шли на финансирование деятельности «Национального объединения» во Франции. Суд приговорил Ле Пен к 4 годам лишения свободы (2 из них условно), домашнему аресту, штрафу и пятилетнему запрету на политическую деятельность.
Сообщается, что Марин Ле Пен уже заявила о намерении обжаловать решение, настаивая на своей невиновности. Если запрет будет сокращен, она сможет участвовать в выборах 2027 года, даже если обвинительный приговор останется в силе. Однако эксперты сомневаются в успехе апелляции.
«Доказательства против нее слишком весомы, — поясняет Рахман. — Максимум, на что она может рассчитывать, — это отсрочка наказания до окончания президентского срока, если она победит».
Политологи не могут не заметить, что даже внутри партии «Национального объединения» не все уверены в необходимости продолжать ставить на успех Ле Пен. Лидер Национального объединения Жордан Барделла рассматривается как потенциальный преемник. Поскольку судебный запрет касается только самой Ле Пен, партия может выдвинуть его кандидатуру в 2027 году.
Несмотря на определенный скептицизм внутри Франции, Ле Пен получила поддержку от правых популистов в Европе и за океаном. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заявил: «Я — с Марин!», а итальянский заместитель председателя Совета министров Италии Маттео Сальвини назвал приговор «объявлением войны Брюсселем». Дональд Трамп напомним, что осуждение Ле Пен — это «еще один пример цензуры левыми». В ответ премьер Франции Франсуа Байру обвинил Трампа во вмешательстве во внутренние дела страны.
В то же время другие политологи рассматривают возможность, что риторика Ле Пен может подорвать доверие к судебной системе.
«Она пытается создать атмосферу неповиновения и намеков — перекликающихся с тем, что мы слышали от Трампа, — на существование глубинного государства, своего рода технократической организации, управляющей делами за кулисами», — считает аналитик Этьен Сула.