«Туман войны»: эксперты разошлись в оценке эффективности ПВО Ирана и Израиля

На шестые сутки ирано-израильского противостояния пока нельзя точно сказать, какая из сторон побеждает

На шестые сутки ирано-израильского противостояния пока нельзя точно сказать, какая из сторон побеждает, а какая - проигрывает. Официальные сообщения в этом случае нуждаются в проверке, а данных объективного контроля все меньше. Эксперты, используя каждый свои аргументы, разошлись в оценке эффективности ударов и работы систем ПВО обеих сторон.

На шестые сутки ирано-израильского противостояния пока нельзя точно сказать, какая из сторон побеждает

тестовый баннер под заглавное изображение

Во время боевых действий слепо верить заявлениям воюющих сторон — напрасное занятие. Вот пример: и Иран и Израиль уже успели заявить, что каждый из них завладел воздушным пространством противника и может делать в нем все, что захочет. Явно кто-то в этом случае преувеличивает.

В Израиле введена серьезная ответственность для граждан за размещение в Сети фото и видеоматериалов о прилете иранских ракет. Официальная причина — чтобы не помогать противнику в наведении ракет и дронов. Но кое-кто считает, что это делается, чтобы следы разрушений не повлияли на моральное состояние израильского общества.

Наблюдатели фиксируют уменьшение сил в обоюдных ударах Ирана и Израиля. Если в первые дни счет ракет и самолетов в атаках шел на сотни, то теперь это несколько десятков. Но сказать, что у кого-то из них иссякает запас ракет и боеприпасов, однозначно нельзя. А вдруг кто-то просто экономит ракеты для решающего удара.

Видеосвидетельств прилетов действительно стало меньше. Тем не менее, они есть. Так, в ночь на 18 июня появилось видео ночного пуска 12 израильских зенитных ракет в одном из районов, и вслед за тем удар по земле в этом же районе нескольких иранских ракет, которым, судя по всему, удалось преодолеть ПВО Израиля.

Тегеран объявил о применении своих гиперзвуковых баллистических ракет «Фаттах-1». В принципе, разогнать ракету до гиперзвуковых скоростей (свыше пяти скоростей звука, 5 Махов) — несложная техническая задача. К примеру, любая космическая ракета, способная вывести спутник на орбиту, разгоняется до скорости 24 Маха.

Сейчас космические ракеты не запускает только ленивый. Они есть у Японии, Новой Зеландии, Израиля, Ирана и еще нескольких десятков стран. Такие ракеты летят по баллистической траектории, которая легко просчитывается по двум точкам траектории. На этом основан алгоритм действий существующих систем противоракетной обороны, в том числе израильской.

Радар зенитного ракетного комплекса засекает полет ракеты, а компьютер по законам баллистики рассчитывает, в какой точке будет ракета через определенный промежуток времени, и туда направляет противоракету. И все.

Совсем другое дело, если гиперзвуковая баллистическая ракета способна при полете в атмосфере менять свою траекторию. Такую ракету не сможет сбить ни один существующий комплекс ПВО или ПРО.

Технологией управляемого гиперзвукового полета владеют единицы стран. Россия в этом деле лидирует. У нас есть авиационные ракеты «Кинжал», маневрирующие боеголовки «Авангард», морские ракеты «Циркон».

Если верить иранским официальным сообщениям, есть подобные ракеты и у армии Ирана. Например, «Фаттах-1». Вот они-то, судя по всему, и прорывают нехилую ПВО Израиля.

Как сказал «МК» экс-начальник зенитных ракетных войск Командования специального назначения (бывший Московский округ ПВО) полковник в запасе Сергей Хатылев, проанализировавший видеоматериалы о работе ПВО Израиля, многое зависит от выбранной траектории полета ракеты.

- Если это простая баллистическая ракета, - говорит он, - тогда у радиолокатора обнаружения и сопровождения цели при работе в автоматическом режиме хватает времени на обнаружение и захват цели. Если же ракета летит по настильной траектории, то времени недостаточно.

Второе, если ракета гиперзвуковая, способная менять в полете траекторию, то стрельба комплексов ПВО носит случайный характер.

Кроме того, задачи по уничтожению противника усложняются с учётом того, что в налёте или ударе участвуют разные средства воздушного нападения.

По его словам, для гарантийного уничтожения ракет необходимо создать систему противовоздушной и противоракетной обороны, обеспечить нужную плотность и сложность огня.

По оценке экспертов, при организации налетов на израильские военные объекты армия Ирана эффективно использует российский опыт организации комбинированных ракетно-беспилотных атак по целям на Украине. Такая атака идет в несколько волн. Вначале массово летят фальшивые цели, дешевые дроны, которые отвлекают часть сил ПВО, а затем идут ракеты.

Как отмечает военный эксперт Александр Зимовский, такая тактика позволяет иранским ракетам прорваться сквозь эшелонированную ПВО Израиля, включая зенитные ракетные комплексы «Железный купол», «Праща Давида», «Хец-2» и «Хец-3».

Вывод эксперта: «С каждым успешным попаданием по Хайфе, Тель-Авиву, а также по ключевым военным объектам обороны Израиля Иран доказывает, что война XXI века — это не только сверхточные ракеты, но и искусство массированной синхронной ракетной атаки, где интеллект берёт верх над электроникой и прочей автоматикой». Вполне возможно, что иранские военные эту истину усвоили.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29544 от 19 июня 2025

Заголовок в газете: «Фаттах» против «Пращи Давида»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру