Ну а начался госвизит традиционно – с возложения венков к Могиле Неизвестного Солдата и торжественной церемонии в Большом Кремлевском дворце. К встрече с Владимиром Путиным для малайзийского монарха заготовили большую и тоже золоченую папку с речью. Перед тем как ее зачитать, султан проверил количество страниц: все, что предназначалось для ушей журналистов, уместилось в нескольких абзацах. Однако слова монарха были весьма впечатляющими. «Я всегда мечтал лично с вами встретиться, – без всякого пафоса заявил президенту король. – Я восхищаюсь вашими лидерскими качествами. Вы вели вашу страну через сложные времена. И при этом показали себя значительной государственной фигурой».
Он подчеркнул, что в Малайзии воспринимают Россию как важного партнера, которому можно доверять. И объяснил, что настоящий визит «отражает искреннее желание улучшить двусторонние отношения и усилить взаимодействие». «Как говорят в России, дружба гораздо важнее денег», – процитировал известную пословицу султан Ибрагим.
Впрочем, помимо символического смысла в этих словах есть и прагматичный намек: товарооборот России и Малайзии действительно не соответствует настрою руководства и имеющемуся у стран потенциалу. По итогам 2024 года, он незначительно превысил $3,2 млрд. РФ является 9-м торговым партнером Малайзии среди стран Европы и 28-м в мире. Впрочем, Владимир Путин в своем вступительном слове не преминул отметить позитивные тенденции: за январь–март текущего года рост товарооборота, по его словам, составил 40%. «На мой взгляд, это очень хорошие показатели», – сказал президент.
Малайзия заинтересована в поставках российских сельхозтоваров – пшеницы, молочки, а также мясной продукции с сертификатом «халяль» (предметный разговор об этом также пойдет в Казани). Кроме того, перспективной сферой для Куала-Лумпура являются удобрения и нефтепродукты. А для России – полупроводники, на развитии производства которых делает ставку малайзийское руководство. Что касается военного сотрудничества, то последний контракт на поставку российских истребителей Малайзии был завершен в 2009 году, и о новых приобретениях не сообщалось (только о ремонте и поставке запчастей для уже имеющихся 36 самолетов). Впрочем, его величество в Кремле сопровождали несколько серьезных людей в красочной военной форме.
Переговоры в узком и расширенном составе прошли в закрытом формате. А подписания документов после них не предусматривалось. Это объясняется статусом монарха, который – как и британский король – царствует, но не правит. Более того: нынешняя должность султана Ибрагима не наследственная, а... выборная. В 2024 году его избрали верховным правителем из числа султанов 9 штатов. Следующие выборы состоятся через 5 лет, а пока его величество наслаждается всеми почестями и преимуществами временного высокого положения.