Китайские официальные лица предупредили Министерство иностранных дел Великобритании, что этот шаг будет иметь негативные последствия для отношений вскоре после того, как The Guardian сообщила, что он рассматривается, согласно двум правительственным источникам.
Раскрытие информации вызовет тревогу, учитывая, что британские министры до сих пор отказывались применять более строгие правила иностранного влияния к лоббистам, действующим от имени Китая или любой части китайского государства.
Только Россия и Иран были включены в расширенный уровень системы регистрации иностранного влияния (Firs), которая была введена в июле и полностью вступила в силу в этом месяце, напоминает The Guardian.
Система Firs требует, чтобы любое лицо в Великобритании, действующее от имени иностранного государства или организации, заявляло о своей деятельности правительству или подвергалось уголовным санкциям. Расширенный уровень охватывает страны и организации, которые считаются особо опасными, и требует дополнительного раскрытия информации. В результате любому, кто выполняет незадекларированную работу от имени Ирана или России, грозит пять лет тюремного заключения.
Весной The Guardian сообщила, что вместо того, чтобы наносить удары по Китаю в целом, британские министры рассматривают возможность включения конкретных частей китайской политической системы, которые были обвинены Западом во вмешательстве, в расширенный список.
К таким организациям относятся: Министерство государственной безопасности Китая,Коммунистическая партия Китая (КПК); международное подразделение КПК; и Народно-освободительная армия, которая является вооруженными силами КНР, пишет The Guardian.
Британское правительство настаивает на том, чтобы перечень стран в Firs постоянно пересматривался.
Британские министры находятся под давлением по поводу последствий их сближения с Пекином и сталкиваются с вопросами о провале судебного процесса над двумя британцами, в том числе бывшим парламентским исследователем, которые были обвинены в шпионаже в пользу Китая, отмечает The Guardian.
Судебный процесс над Кристофером Кэшем, бывшим парламентским помощником депутатов-консерваторов Алисии Кернс и Тома Тугендхата, и его другом Кристофером Берри должен был начаться в этом месяце, но 15 сентября Королевская прокуратура неожиданно прекратила дело. Кэш и Берри отвергли обвинения.
Издания The Sunday Times и the Telegraph сообщили, что отказ правительства назвать Китай “врагом” в свидетельских показаниях сотрудника службы безопасности привел к тому, что дело было прекращено.
Джонатан Пауэлл, советник премьер-министра по национальной безопасности, как сообщается, председательствовал на совещании в Уайтхолле в прошлом месяце, где он сказал чиновникам, что доказательства правительства не позволят назвать Пекин врагом.
Источники в Уайтхолле опровергли утверждение о том, что Пауэлл был причастен к сокрытию доказательств правительства.
The Sunday Times сообщила, что Пауэлл заявил на сентябрьском заседании, что дополнительные доказательства в суде, которые, как ожидается, будут представлены Мэтью Коллинзом, заместителем советника по национальной безопасности, должны основываться на новой стратегии национальной безопасности лейбористов, опубликованной в этом году.
Это характеризует Китай как “геостратегический вызов”, а не как врага. Кэша и Берри обвинили в нарушении Закона о государственной тайне 1911 года, который гласит, что человек виновен в шпионаже, если он передает информацию, которая “прямо или косвенно полезна врагу”.
Правительственные источники сообщили, что, хотя встреча с участием Пауэлла и состоялась, ее неверно охарактеризовали. Они заявили, что было бы невозможно настаивать на том, чтобы Коллинз ссылался на политику правительства до 2025 года, когда предполагаемые преступления имели место ранее, в период с 2021-го по начало 2023 года, когда у власти находились консерваторы.
Высокопоставленные тори обвинили правительство в срыве судебного процесса, чтобы не расстраивать Китай, хотя консерваторы также отказывались называть страну угрозой национальной безопасности, когда они были у власти.
The Guardian отмечает, что в качестве последнего признака потепления отношений с Пекином высокопоставленный чиновник Министерства иностранных дел встретился летом со спикером Палаты общин сэром Линдси Хойлом, чтобы обсудить перспективу отмены запрета на въезд в парламент послу Китая в обмен на отмену Пекином санкций в отношении парламентариев Великобритании.
С тех пор как лейбористы пришли к власти, ряд высокопоставленных правительственных деятелей Британии посетили Китай с официальными визитами, в том числе министр по делам бизнеса Питер Кайл, участвовавший в торговых переговорах в прошлом месяце, и советник по национальной безопасности Пауэлл, летом.
Ожидается, что Кир Стармер совершит двустороннюю поездку в Китай в начале нового года, хотя сроки могут зависеть от Дональда Трампа, который заявил, что намерен посетить Поднебесную в начале 2026 года.