Прошедшее десятилетие стало одним из самых неудачных в истории американского образования, ознаменовавшись резким спадом после периода стабильного прогресса. Если в начале века американские учащиеся демонстрировали устойчивый рост по математике и чтению, то примерно с 2013 года началось стремительное ухудшение показателей. Национальная оценка образовательного прогресса выявила, что 33% восьмиклассников читают на уровне "ниже базового", что означает их неспособность следить за развитием событий в тексте или кратко излагать основную суть. Средний балл по стандартизированному тесту ACT для поступления в колледжи опустился до 19,4 балла — самого низкого показателя с момента введения экзамена в 1990 году.
Особую тревогу вызывает растущее образовательное неравенство. Статистика демонстрирует, что десятая часть лучших учеников сохраняет прежние результаты, в то время как наиболее уязвимые группы учащихся показывают катастрофическое падение успеваемости. В 49 из 50 штатов разрыв между наиболее и наименее успевающими учениками значительно увеличился, причем это неравенство в Америке растет быстрее, чем в других развитых странах. Нат Малкус из Американского института предпринимательства отмечает, что такая динамика создает серьезные социальные риски для будущего страны.
Парадоксальным образом образовательный кризис развивается на фоне беспрецедентного роста финансирования. С 2012 по 2022 год расходы на школьное образование увеличились даже с учетом инфляции, достигнув более 16 тысяч долларов на каждого учащегося. Во время пандемии Конгресс выделил дополнительные 190 миллиардов долларов на ликвидацию последствий потери знаний, однако эти средства часто расходовались неэффективно — на замену систем кондиционирования или приобретение электробусов вместо инвестиций в качественные образовательные программы.
Среди ключевых причин кризиса эксперты выделяют две основные гипотезы. Социальный психолог Джонатан Хайдт, автор книги "Тревожное поколение", видит корень проблемы в "телефонном детстве" — тотальном распространении смартфонов среди подростков. Уровень владения смартфонами вырос с 23% в 2011 году до 95% в 2018 году, что хронологически совпадает с пиком образовательных показателей и последующим спадом. Однако эта теория не полностью объясняет ситуацию, поскольку снижение успеваемости наблюдается и среди младших школьников, использующих телефоны менее интенсивно.
Альтернативное объяснение — теория заниженных ожиданий — предполагает, что школы систематически снижали требования к ученикам, что неизбежно привело к ухудшению результатов. Отмена закона "Ни одного отстающего ребенка", который устанавливал строгие стандарты тестирования и ответственности школ, совпала с началом образовательного спада. Современная педагогическая практика все чаще ориентируется на равенство результатов, а не на стремление к академическому совершенству. Около 40% учителей средних школ работают в учреждениях, где отсутствуют штрафы за опоздание с выполнением работ, не выставляются нули за несданные задания и разрешены неограниченные пересдачи тестов.
При этом статистика демонстрирует тревожный парадокс: несмотря на объективное снижение знаний, школьные оценки продолжают расти. Исследование ACT показало, что процент учащихся, получающих отличные оценки по английскому языку, увеличился с 48% в 2012 году до 56% в 2022 году, хотя реальный уровень владения языком за этот период снизился.
Опыт отдельных штатов, однако, дает надежду на возможное исправление ситуации. Так называемое "Миссисипское чудо" демонстрирует, что целенаправленные реформы могут принести значительные результаты. С 2013 года этот штат поднялся с последнего на ведущие позиции в национальном рейтинге благодаря внедрению строгих стандартов грамотности, обязательному тестированию третьеклассников и системной подготовке учителей. Аналогичные улучшения наблюдаются в Алабаме, Луизиане и Теннесси, где власти реализуют последовательную политику повышения образовательных стандартов.
Экономические последствия образовательного кризиса уже сейчас оцениваются как катастрофические. Специалист по экономике образования Эрик Ханушек подсчитал, что недавние выпускники будут зарабатывать на 7,7% меньше на протяжении жизни по сравнению с периодом пиковой успеваемости. К концу века ВВП США может быть на 6% ниже потенциально возможного уровня, что в денежном выражении составляет около 90 триллионов долларов.
В условиях обострения соперничества с Китаем образовательный кризис создает прямую угрозу национальной безопасности Америки. Китай уже лидирует в таких областях, как производство электромобилей и солнечных батарей, в то время как американское технологическое превосходство все больше зависит от иммигрантов и международных студентов. Ограничительная визовая политика и давление на университеты могут окончательно подорвать и этот источник инноваций, оставив страну без достаточного количества квалифицированных специалистов для поддержания конкурентоспособности в условиях новой технологической революции.
Пять аналитических гвоздей в гроб американского «величия»
Сам себя перехитрил: возня Трампа с пошлинами гробит промышленность США
Закат доллара: растущий госдолг и торговая война бросают вызов гегемонии США
Срочно всё верни: Германия стремится вывезти золотой запас из США
Готовятся к ядерному апокалипсису: СМИ рассказали о секретном бункере Трампа
Золотой барометр апокалипсиса: почему инвесторы в панике скупают жёлтый металл
Эксклюзивы, смешные видео и только достоверная информация — «МК» в MAX