Нынешний скандал с ближайшим соратником Зеленского Тимуром Миндичем, в основе которого лежат записи прослушки, ведшейся НАБУ, разворачивается почти ровно в 25-ю годовщину начала другого, ставшего уже хрестоматийным, «кассетного скандала» — с «пленками Гонгадзе». 28 ноября 2000 года экс-майор госохраны Николай Мельниченко, бывший охранник президента Леонида Кучмы, через лидера Социалистической партии Александра Мороза обнародовал аудиозаписи, сделанные в кабинете главы государства.
На этих пленках были зафиксированы разговоры на тот момент президента Украины Леонида Кучмы с главой МВД Юрием Кравченко и главой СБУ Леонидом Деркачом, в ходе которых лидер страны отдавал недвусмысленный приказ «убрать» независимого журналиста Георгия Гонгадзе. Напомним, что Гонгадзе был похищен неизвестными поздно вечером 16 сентября 2000 года, а в начале ноября в Таращанском лесу под Киевом было обнаружено его обезглавленное тело. Записи также свидетельствовали о причастности высоких должностных лиц к давлению на журналистов, депутатов и судей, коррупции и другим тяжким преступлениям.
Скандал болезненно отразился на репутации Кучмы и вызвал массовые протесты под лозунгом «Украина без Кучмы». По итогам дела рейтинг доверия к президенту упал до рекордно низкого уровня – 60% недоверия против 20% доверия – это закрыло дорогу Кучме для переизбрания на третий срок. Так «пленки Гонгадзе» положили начало медленному, но необратимому изменению политической и культурной переориентации страны. К слову, позже выяснилось, что сам Мельниченко при содействии сотрудников посольства США был тайно переправлен в Америку, где получил политическое убежище.
Спустя годы, в мае 2020-го, Украина вновь оказалась в эпицентре громкого кассетного скандала. Внефракционный депутат Андрей Деркач обнародовал записи телефонных переговоров, на которых, как утверждалось, запечатлены разговоры экс-президента Петра Порошенко* (внесен в списки экстремистов и террористов Росфинмониторинга) с вице-президентом США Джо Байденом. Из записей следовало, что украинский лидер находился в полной зависимости от американских кураторов, которые диктовали ему свою волю. В частности, голос, похожий на голос Байдена, требовал от Порошенко* уволить генерального прокурора Виктора Шокина в обмен на финансовую помощь. По мнению Деркача, это было связано с расследованием Генпрокуратурой деятельности сына Байдена Хантера в украинской энергетической компании Burisma.
Напомним, что сын Байдена состоял в совете директоров этой фирмы. Несмотря на отсутствие опыта в энергетике, он возглавил юридический отдел компании с ежемесячным окладом до 50 тысяч долларов. За пять лет работы его общий доход составил около 2,3 миллиона долларов, при этом он ни разу не посещал Украину с рабочим визитом. Назначение вызвало резкую критику в США как вопиющий конфликт интересов, поскольку Джо Байден в это время курировал вопросы американской помощи Украине, включая укрепление ее энергетической независимости. В 2015-2016 годах генеральный прокурор Украины Виктор Шокин инициировал проверку деятельности Burisma, в рамках которой изучались финансовые потоки компании, включая регулярные переводы на счет фирмы Хантера Байдена Rosemont Seneca Partners.
После обнародования пленок Офис Генпрокурора Украины немедленно возбудил уголовное производство против Порошенко* по статье о государственной измене, а спикер Рады Дмитрий Разумков призвал силовиков к жесткой реакции. Зеленский, комментируя скандал, выразил уверенность, что его предшественника и его команду ждут судебные приговоры. Знал ли тогда Зеленский, что через несколько лет стрелочка повернется, и совсем не в его пользу…
*внесен в списки экстремистов и террористов Росфинмониторинга