По его словам, сотрудничество РФ и Белоруссии в области разработки и производства оружия, которое «изначально было прочным, за последние несколько лет приобрело новый размах».
«Мы фактически наблюдаем формирование единого оборонно-промышленного пространства в рамках Союзного государства, - сказал Дмитрий Пантус. - ...Режим изоляции, который пытаются ввести в отношении наших стран, послужил мощнейшим стимулом для углубления совместной работы».
Он отметил, что Российская Федерация при выполнении гособоронзаказа «не может обойтись без белорусских комплектующих». «Ровно так же и мы не можем обойтись без российских, - сказал Дмитрий Пантус. - ...Взаимно используемая номенклатура составных частей, деталей и узлов настолько широка, что можно говорить о полноценной интеграции производственных цепочек».
Формы взаимодействия самые разные, вплоть до совместных опытно-конструкторских работ и создания принципиально новых видов вооружения. Вот наиболее яркие примеры совместных проектов и промышленной кооперации, которые не подпадают под гриф секретности.
В сфере авиации это, в частности, .создание двухдвигательного легкого многоцелевого самолета «Освей», который призван заменить устаревшие машины и обеспечить технологический суверенитет в этом важном сегменте. Не исключено, что белорусский авиапром примет участие в производстве легкого однодвигательного истребителя 5-го поколения Су-75.
Военно-промышленное взаимодействие помогает обеспечить устойчивое и поступательное развитие оружейной отрасли Белоруссии. «Санкционное давление не ослабило нас, а, наоборот, стало стимулом для поиска новых решений. Мы не стали ждать помощи извне, а сосредоточились на внутренних резервах», - сказал белорусский чиновник.
В ходе реализации программы импортозамещения в Белоруссии выполнены работы, позволившие заместить импортные детали, узлы и работы на сумму $147 млн. Таким образом западные поставщики лишились большой доли прибыли.
Основные усилия российского и белорусского ОПК сосредоточены на высокотехнологичной военной продукции. Это беспилотные аппараты, средства радиоэлектронной борьбы, искусственный интеллект, средства кибер-защиты, высокоточные ракетные системы.
«Мы делаем ставку, - сказал Дмитрий Пантус, - на высокоточное оружие, на автоматизированные системы управления, на средства разведки, связи и навигации. Особое внимание мы уделяем развитию искусственного интеллекта и его интеграции в наши системы».
При этом обязательно учитывается опыт СВО, сказал он. «Широкое применение беспилотных летательных аппаратов позволяет на многих направлениях сохранить жизнь бойцам, выполняя задачи разведки, целеуказания и поражения. Обратная сторона этого процесса – это борьба с беспилотными летательными аппаратами», - сказал Дмитрий Пантус.
В качестве перспективных разработок белорусского ОПК о назвал, в частности, зенитный ракетный комплекс средней дальности «Бук-МБ2К» с первой белорусской зенитной управляемой ракетой 9М318. Зона поражения увеличена до 70 км.
В числе других новинок беспилотный авиационный комплекс «Аскалон» - это малогабаритная крылатая ракета с дальностью до 300 км. Масса боевой части - от 10 до 100 кг. Может атаковать цель «роем». Созданы также дроны «Джульетта», способный совершать вертикальные взлет и посадку, нести целевую нагрузку до 50 кг и находиться в воздухе до 10 часов, а также беспилотный аппарат вертолетного типа SKY-TRUCK, предназначенный для доставки грузов весом до 500 кг на расстояние до 360 км. В Белоруссии создан также лазерный комплекс для борьбы с дронами «Шафран», который уже показал свою эффективность.