На важном саммите в Брюсселе в четверг лидерам ЕС будет предложено выполнить обещание найти срочно необходимые Украине денежные средства, в то время как Киев находится под давлением, вынуждающим его уступить территорию на фоне российских успехов на поле боя, пишет The Guardian.
Выступая в Европейском парламенте накануне саммита, президент Европейской комиссии немка Урсула фон дер Ляйен заявила: “Нет более важного акта европейской обороны, чем поддержка обороны Украины”. Немка добавила, что “следующие дни будут иметь решающее значение для обеспечения этого”.
Немка фон дер Ляйен заявила, что Европа должна взять на себя ответственность за собственную безопасность в мире, добавив: “Это больше не вариант. Это необходимо".
Ранее в этом месяце, напоминает The Guardian, Урсула фон дер Ляйен предложила два варианта финансирования неотложных оборонных и гражданских потребностей Украины в 2026 и 2027 годах: совместное заимствование средств ЕС или так называемый “репарационный кредит” под залог замороженных в ЕС активов России.
Бельгия, у которой находится большая часть обездвиженных российских активов в ЕС на сумму 210 млрд евро, заявляет, что у нее нет достаточных гарантий того, что государства-члены придут ей на помощь, если схема провалится, в результате чего Брюссель получит счет на миллиарды евро.
На этой неделе российский центральный банк объявил, что требует от Euroclear, базирующегося в Брюсселе депозитария ценных бумаг, который хранит большую часть суверенных активов России в ЕС, возмещения ущерба в размере 230 миллиардов долларов, подчеркивает The Guardian. Бельгия также опасается, что суды союзных России стран предпримут шаги по аресту западных активов для обеспечения исполнения требований к Euroclear.
Италия стала здесь важным союзником, пишет The Guardian. Премьер-министр Джорджа Мелони заявила, что использование замороженных российских активов в Европе для оказания помощи Украине без прочной правовой основы принесло бы Москве “первую победу” с начала конфликта. Как и Бельгия, Италия утверждает, что совместное заимствование средств ЕС было бы более безопасным способом финансирования Украины.
“Италия, конечно, считает священным принцип, согласно которому Россия должна в первую очередь платить за восстановление страны, на которую она напала, но этот результат должен быть достигнут на прочной правовой основе”, - сказала Мелони итальянским политикам.
Канцлер Германии Фридрих Мерц заявил, что продолжит борьбу за то, чтобы взять из российских активов до 90 млрд евро, “которые можно было бы использовать для обороны Украины”. В интервью общественному телевидению во вторник немец оценил шансы на заключение соглашения как “50 на 50”.
Фриц Мерц сказал законодателям, что этой суммы хватит для финансирования украинской армии “по крайней мере еще на два года”, а ее использование послужит четким сигналом российскому президенту Владимиру Путину, указывает The Guardian.
Немецкий канцлер уверяет, что серьезно относится к озабоченностям Бельгии. “Именно поэтому я пытаюсь вместе с нашими партнерами смягчить их”, – сказал Мерц, утверждая, что план комиссии “полностью соответствует международному праву и международным обязательствам”.
Согласно этой схеме, ЕС предоставит Киеву кредит в размере 90 млрд евро, финансируемый за счет заимствований у Euroclear. Кредит будет погашен только в том случае, если Москва выплатит репарации Украине.
Официальные лица ЕС, участвовавшие в подготовке саммита, предположили, что репарационный кредит является единственным реальным вариантом, поскольку использование бюджета ЕС потребует единодушия.
Правительство Венгрии, враждебно настроенное по отношению к Украине, пообещало наложить вето на любые попытки использовать бюджет ЕС в качестве обеспечения кредита для Киева, комментирует The Guardian.
“Подавляющее большинство государств-членов выступают за репарационный кредит, - цитирует The Guardian высокопоставленного чиновника ЕС. – Я не думаю, что любое решение, требующее единогласия, реалистично, поэтому мы возвращаемся к репарационному кредиту”.
На прошлой неделе ЕС использовал чрезвычайные полномочия, чтобы заморозить на неопределенный срок российские активы в блоке на сумму 210 млрд евро, предотвратив риск потери контроля над средствами, если Венгрия или любое другое правительство наложит вето на продление санкций, которые должны продлеваться каждые шесть месяцев.
Бельгия предположила, что такие чрезвычайные полномочия можно было бы также использовать для получения кредита ЕС для Украины под залог бюджета, обойдя необходимость в единогласии. Но другие страны говорят, что это было бы слишком большим юридическим ухищрением. “Это ни к чему не приведет”, - сказал один высокопоставленный дипломат ЕС, который тем не менее выразил сочувствие позиции Бельгии.