25 декабря в Латвии был задержан видный общественный деятель, историк и вице-президент Русской общины Виктор Гущин. Событие вызвало немедленную и резкую реакцию в Москве: официальный представитель МИД РФ Мария Захарова назвала арест «незаконным актом репрессий и притеснения по политическим мотивам», подчеркнув готовность России отстаивать права Гущина на всех международных площадках.
Следствие, как сообщает издание «Sputnik Латвия», началось с обыска в доме Гущина в Елгаве в среду, 24 декабря. Вскоре Рижский суд избрал историку меру пресечения, обвинив его в «публикации статей на ресурсах, находящихся под санкциями ЕС».
Виктор Гущин – фигура далеко не новая на политической арене: с 2020 года он возглавляет Русскую общину Латвии, а ранее активно участвовал во Всемирном координационном совете российских соотечественников. Его деятельность всегда была связана с жесткой критикой, как он сам выражался, «гонений на русский язык» и «уничтожения исторической памяти».
Ситуация вокруг арестованного общественника приобретает и острый гуманитарный оттенок. Институт стран СНГ немедленно призвал к его освобождению, указав на необходимость постоянного ухода за 95-летней матерью Гущина, оставшейся без попечения сына. По данным Института, Виктору Гущину грозит до пяти лет лишения свободы, а срок предварительного ареста установлен в два месяца.
Этот инцидент лишь усиливает градус напряжения в и без того непростых отношениях между Латвией и Россией. Очередным подтверждением накала страстей стало и другое событие, произошедшее днем позже, 26 декабря: лидер фракции «Стабильность!» в Рижской думе Алексей Росликов был оштрафован на 2500 евро. Причина – проведение детского праздника в рамках предвыборной кампании, где ведущий говорил на русском языке.
Латвийские власти расценили это как нарушение запрета на агитацию на негосударственном языке в период выборов. Для Росликова это не первый «языковой» скандал: ранее, в июне 2025 года, его уже удаляли с заседания думы после критических высказываний в адрес декларации о «режиме русификации» в советский период, завершенных фразой на русском языке, что вызвало тогда возмущение в зале.
На фоне подобных прецедентов, Мария Захарова, выступая 25 декабря, вновь охарактеризовала Латвию как одну из «наиболее русофобских стран ЕС», указывая на продолжающееся разрушение мемориалов, ущемление прав русскоязычного населения и «насаждение в обществе ненависти к России».
О том, почему так происходит мы поговорили с заведующим отделом стран Прибалтики, научным сотрудником Института стран СНГ, политологом-международником Русланом Панкратовым.
- Виктор Иванович Гущин - ученый, занимающийся гуманитарными проектами, который писал с научной исторической точки зрения историю Латвии, - говорит Руслан Панкратов. - Ни о какой якобы подрывной деятельности с его стороны речи быть не может. Что касается его ареста, это ни кого не удивило. Латвийские власти перестали соблюдать какие-либо этические нормы, если вообще в политике можно говорить такими критериями.
Латвийские спецслужбы проповедуют правовой нигилизм. Никаких доказательств нет, никогда не было и никогда не будет. Просто человек по национальности русский - его берут, хватают и сажают в тюрьму. Цель и задача уже не предупреждение, а просто подавление, то есть мы с вами говорим о геноциде, зачистке пространства, все это под лозунги о якобы мифической российской угрозе.
По словам эксперта, в Латвии «угроза национальной безопасности» очень широко трактуется.
- Например, если вы высказали в соцсети мнение, отличное от принятой в Латвии точки зрения на ту же Украину, или критикуете действующую власть в вопросе поддержки Киева - это уже станет поводом для уголовного преследования и ареста.
Латвия, как и вся Прибалтика, стала откровенным полигоном для социальной инженерии. Идет зачистка информационного пространства. Это нельзя назвать цензурой. Потому что цензура удерживает какие-то рамки. А здесь начинается уголовное преследование людей за положительное отношение к России, за связи с ней, за то, что смотрят российское телевидение или читают книги на русском. Печально все это. А Европа молчит, поощряя такую ксенофобию.
- Что делать?
- Разрешить эту ситуацию в правовом поле не представляется возможным. Это зависит только от, возможно, результатов переговоров президента России Владимира Путина и президента США Дональда Трампа, когда будут выработаны какие-то новые договоренности. Хотя мы сейчас с вами становимся свидетелями мощнейшего демонтажа вообще правовых институтов. Полностью политизированы и Европейский суд по правам человека в Страсбурге, и ОБСЕ (организация по безопасности и сотрудничеству в Европе), и Европейская комиссия, и ПАСЕ (Парламентская ассамблея Совета Европы).
Возможное изменение ситуации зависит, конечно, от наших побед на Украине. Чем быстрее продвигаются наши Вооруженные силы, тем менее крепкие позиции режима Зеленского. Евросоюз бесится в злобе от того, что все их обещания, все их мечты не увенчались успехом. И явно крыть им больше нечем. Насколько их хватит, трудно сказать.
Будем надеяться, что перелом наступит в следующем году. Но тенденция такова, что Европа, судя по всему — по той ленте новостной, которую мы с вами можем отслеживать — действительно встала на путь подготовки к войне. Не просто перестроила свою экономику на военные рельсы, но и, по всей видимости, просто жаждет собственного самоубийства, потому что экономика уже не просто в стагнации, а видны первые признаки глубочайшего кризиса. Добавьте миграционный кризис. Мы видим раздрай внутри самих членов Евросоюза. В следующем году есть большая вероятность, что начнется процесс разложения Евросоюза и распада, как некой организации.
- Россия может как-то помешать политическим гонениям в Латвии?
- Есть некоторые ограничения. Одно из них - то, что задержанные являются нашими соотечественниками, но они являются и гражданами Латвийской республики. Юридически защищать мы их не можем.
Есть несколько фондов. Один из них крайне эффективен. Это фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. Он помогает нашим людям, оказавшимся под давлением властей, нанимает адвокатов, консультирует.
Возможно и другие меры для предотвращения гонений на русских в Латвии. Нужно предпринять все шаги, чтобы русофобия, репрессии против этнических русских стали бы очень дорогим удовольствием как для Латвии, так и для Евросоюза.
Латвия управляется марионеточным правительством, самостоятельно они ничего не решают — все решения принимаются в Брюсселе, Лондоне.
Вот, например, мы фиксируем увеличение товарооборота между Россией и Латвией. Я считаю, что это недопустимо в сложившейся ситуации. Еще цифр нет за 2025 год, но судя по тенденциям, товарооборот держится в пределах $3,5−4 млрд. Получается, если мы что-то у них покупаем, то косвенно продолжаем содержать неонацистские режимы. Тут должно быть решение руководства страны.
И, конечно, следует выступать и поднимать тему этноцида русских в Прибалтике на всех международных площадках, включая переговоры России с другими странами, с теми же США.