«Папа, это не компьютерная игра, там убивают»: ветеран СВО рассказал, как сын провожал его на войну

Участник СВО назвал главное отличие гражданской жизни от военной

Когда отцы уходят на СВО, в доме остаются их дети. Чем для них стала военная операция, и что они говорят отцам - «МК» спросил у самих детей. Разговор состоялся в редакции «МК», куда дети участников СВО пришли вместе с родителями.

Участник СВО назвал главное отличие гражданской жизни от военной

тестовый баннер под заглавное изображение

Савелию 15 лет, он сын ветерана МВД , который добровольцем пошел на СВО, воевал, был награжден. О пережитом отец и сын рассказали «МК».

- Савелий, в классе знают, что твой папа был СВО?

- Да, он приезжал в школу, ребята видели его с медалями, в камуфляже. Это форма, которую используют во время боевых действий. Практичная, которая не должна подвести. Там множество карманов, подсумков. Расцветка разной бывает: оливковая, мультикам, «березка». Выглядит по-разному, и у каждой свое предназначение.

- Ты себе хотел бы такую форму?

- Естественно. Она у меня есть. Купил в военторге.

- Папину примерял?

- Было дело. Огромная. С медалями. Папа сказал: «дорастешь, может быть, тебе оставлю». Буду стараться расти.

- За что у папы медали, знаешь?

- «Бахмутская мясорубка», это битва за Бахмут - Артемовск. Еще «Черный крест» от частной военной компании. И еще медали.

- Помнишь, как папа уходил на СВО?

- Спустя год после того, как все началось. 23 февраля 2023 года, в ночь он поехал. Говорит, что не мог ничего не делать, гуманитарку только возить. До выхода на пенсию папа работал  в ГИБДД. Срочную служил в ракетных войсках, выполнял  долг перед страной.

- Помнишь, как его провожали на СВО?

- Это было на 23 февраля, праздник. Отмечали, а в ночь он куда-то собрался, загрузил машину и уехал. Мы попрощались, обнялись.

- А тебе он что сказал?

- Береги себя, сынок. Слушайся маму. Учись хорошо. Что-то в этом роде, дословно не могу вспомнить. Я ему пожелал, чтобы он берег себя, естественно, здоровья крепкого.

- Расстроился?

- Естественно. Когда отец уезжает из семьи и едет туда, где люди рискуют жизнями, погибают. Естественно, я расстроился, переживал сильно за него.

- Писал ему письма?

— Спрашивал, как дела. По телефону иногда созванивались, разговаривали. Узнавали, как дела.  В школе общие письма писали  от класса. Знаете, есть такие акции, где дети пишут письма, рисунки отправляют бойцам на передовую. Я  в подобных акциях участвовал.

- Ты о чем писал?

- Хорошие слова. Желал, чтобы берегли себя, это самое главное. Автомат чтобы не клинил. Но это так, по-детски. И много чего хорошего.

- Стараешься лучше учиться?

- Естественно, чтобы отца не подводить, не расстраивать родителей.

- Какие предметы подтянул?

- Алгебру, геометрию. Что к ОГЭ нужно. Русский, литературу тоже. Исправил с неудовлетворительной на удовлетворительную. Это рост.

Конечно, бывают косяки в школе. У товарища был конфликт с учительницей. Она за месяц 20 двоек поставила. Придиралась. Ну, он ей отомстил – прикрутил шурупами ее дверь. И смех, и грех. Его исключили из школы. И родители ему наверняка всыпали.

- Что делаешь, чтобы папа тобой гордился?

- Спортом занимаюсь. На дзюдо недавно записался. До этого на бокс ходил, на плаванье. В музыкальную школу ходил. Специальность у меня там труба была, закончил пятилетку.

- Кем хочешь стать, когда закончишь школу?

- Не знаю, пока не определился. Много есть разных вариантов. Думаю поступать по профилю МЧС.

- Ты бы пошёл на СВО?

- Естественно.

- А в каких войсках?

- Куда определят. Главное, выполнить долг свой перед страной.

- В школе своих девочек защищаете?

- Конечно. Когда девчонок обзывают, проводим беседу. Бывает, словами не обойтись. Но мы стараемся решать все только словами. Иначе могут быть последствия и для обидчика, и для защитника.

***

А вот что рассказал отец Савы, участник СВО Сергей:

- Страшно было родным сообщить о решении идти на СВО?

- Нет. Готовился заранее. Я многодетный отец, у меня три сына, внук уже есть. Родина позвала. Начал изучать историю кампании задолго до СВО. Война на Донбассе шла с 2014 года. Потом объявили СВО, прошла частичная мобилизация. Я готовился и 24 февраля 2023 года уехал. Подписал контракт с частной военной компанией на шесть месяцев, отработал от звонка до звонка. По окончании контракта уехал в отпуск. Моя ЧВК в СВО уже не участвовала. Предлагали различные африканские варианты, от чего я отказался.  Не моя история.

- На СВО тяжело было?

- Особенно в первое время. И морально, и физически. Приходилось спать по два часа, иногда вообще не спали сутками напролет. Задачи были самые разные, о них говорить не принято.

- Сколько лет детям?

- Младшему 15, старшему 29, а среднему 25. Внуку скоро четыре года.

- Какие слова, пожелания из дома, может быть, подарки детей поддерживали вас?

- При возможности, когда созванивались, родные говорили «береги себя», переживали.  Посылки из дома делили на всё подразделение. Это была моя инициатива. Однажды один из бойцов уезжал в отпуск. Он живёт не так далеко от моих, предложил заехать.  Я позвонил домой и попросил,  чтобы  по минимуму собрали. Получилось в итоге, что собрали на  всё подразделение. Начиная от продуктов, средств личной гигиены, заканчивая медпрепаратами, сигаретами — всё, что можно было довезти. Практически полная  машина. Была даже домашняя копчёная колбаса. Это друзья сделали и отправили. У них хозяйство. Когда узнали, что есть возможность мне что-то передать,  от души постарались. Месяц всем подразделением ели и людей добрым словом вспоминали.

Хотя в ЧВК было не принято рассчитывать на гуманитарную помощь. Она была, но минимальной. Всем необходимым обеспечивало руководство компании.

- По внуку скучали?

- Когда я уезжал, внук ещё не говорил, ему было всего два годика. Не понимал, где я.  Когда я вернулся, с осторожностью на меня смотрел, не мог привыкнуть. . Похож на меня, даже по характеру. У нас с ним разница в дне рождения десять дней. Мы с ним оба козероги. Нормально ладим. По  характеру он очень упертый, козерог прям настоящий.

- Сыновья волновались?

- Да. Савелий был первым, кто меня встретил. Я  приехал, зашёл в дом, был поздний вечер. Помню, он спускается со второго этажа…

- Не-не, - вмешивается в разговор Савелий. – По другому было. Я увидел, что твоя машина во дворе стоит. Я сначала не понял, думал, у меня галлюцинации. Глаза протер. На втором этаже у меня комната. Окна выходят на задний дворик. Вижу, батина машина стоит. Пулей спускаюсь вниз, надеваю куртку. Лечу на всех парах к бате в объятья.

- Что кричал?

- Я, - вспоминает отец, - помню: «Батя! Ты живой! Ты вернулся! Ты живой!» Было приятно…

***

Савелий говорит, что мальчишки, когда увидели его с вернувшимся с СВО отцом, зауважали. Авторитет поднялся, как на дрожжах.

- Что-то просят тебя рассказать?

- Да, спрашивают. Для пацанов всегда военная тематика интересна. Что в компьютерных играх, что вживую. Я у папы иногда спрашивал, что и как происходит, и потом пересказывал. Про накаты, штурмы. Как это все происходит. В какой последовательности. Как военные действуют в той или иной ситуации. Когда пересказывал слышанное от отца,  ребята с такими глазами «по пять копеек»  смотрели.

***

Интересуюсь у Сергея, который работает в местной ассоциации ветеранов СВО, где смогут найти себя бойцы после возвращения.

- В разных сферах, - говорит он. - Все работы хороши, выбирай на вкус. У кого какая специальность. Кто-то может начать волонтёрской работой заниматься, кто-то - помогать в реабилитации вернувшимся ребятам, сопровождать, консультировать, заботиться. Какие-то производства начнут для этих ребят открывать. Начиная от мебельных цехов,  пошивочных,  швейных.  Дай бог, чтобы здоровья ребятам хватало.  Конечно, надо помогать ребятам адаптироваться в социуме. Чтобы они смогли найти себя, им надо, конечно, перестроиться. Там, на СВО, совсем другая жизнь.

- В чем главное отличие?

- Там правда. Здесь, на гражданке, её найти гораздо сложней. Там нет лжи, а если она и присутствует, тут же вскрывается. Из-за нее может пострадать не только тот человек, который лукавит, а ни в чём не повинные люди.

Там в первую очередь думаешь не о себе. А о тех, кто с тобой рядом. Это на совести каждого должно быть. Человек должен понимать чётко: если он где-то солгал, слукавил, это большая ответственность. И вся вина будет на том, кто это сделал. А если это входит в систему, значит, этому человеку,  скорее всего, не место среди тех, с кем он работает. Таких людей точно надо изолировать.

- Сейчас чем занимаетесь?

- Волонтёрской деятельностью.

- Вы и до СВО этим занимались?

- Не так активно. В основном ездили в госпиталя, помогали раненым. В самом начале, в 2022 году. Когда уже вернулся из командировки на СВО, уже масштаб вырос. Я являюсь заместителем руководителя Солнечногорского отделения общественной организации «Боевое братство». Занимаемся доставкой гуманитарных грузов непосредственно на линию боевого соприкосновения, помогаем ветеранам СВО, тем, кто нуждается. Оказываем помощь подшефному детскому саду в Первомайске – продуктами, мебелью.

У нас большая команда. Организована Ассоциация ветеранов СВО. Взаимодействуем с другими волонтёрскими организациями, например, с волонтерами организации «Зов матерей Солнечногорья». Надо помогать всем миром.

- Что больше всего нужно вернувшимся инвалидами ветеранам?

- Внимание в первую очередь. Внимание и помощь, поддержка. Люди не должны быть брошены. Если человек добровольно согласился на то, чтобы пойти и принять участие в СВО — это одна история. Если он был мобилизованным — своя история.

Важно вернувшегося человека поддержать и замотивировать, чтобы он мог дальше чем-то заниматься, двигаться и понимать, что он не один в этом обществе, он не брошенный.

Президент России тоже об этом постоянно говорит. О том, что участников СВО надо приобщать к социуму, находить им рабочие места, поддерживать. Этим надо заниматься планомерно и постоянно.

Обращаются ребята, конечно, за помощью в трудоустройстве. Кого-то получается трудоустроить, кто-то не выдерживает темпов нынешней жизни и начинает как бы «уходить, закрываться». Я считаю, что это неправильно. В большей степени, конечно, виноваты мы с вами. Надо просто подобрать ключики.

- А как?

- Надо специалистов для психологической поддержки привлекать. Искать, где человек может раскрыться, где он может проявить себя. Люди же все интересные. Они на СВО свой долг выполнили, не убежали, не сдались в плен.

Поэтому всем вместе надо заботиться. Нельзя отмахиваться, надо вникать в проблемы каждого из тех, кто вернулся. Со стороны государства поддержка просто необходима.

- СВО как-то сблизила вас с сыновьями, с младшим Савелием?

- Я всегда с ними достаточно тесно общался. Но, наверное, еще больше сблизила.  Я чувствую, они, может быть, не до конца верили, что я могу пойти. А  когда я уехал туда, по-другому уже смотрели…

- Гордятся?

- Думаю, да.

- Чтобы хотели воспитать в своих детях?

- Любовь к родителям, к ближнему, к Родине. Надо чтить историю, не забывать о наших предках, которые тоже участвовали в военных конфликтах. Тут важна память. Мне кажется, детям надо прививать память к истории и любовь к Родине. Тогда будет толк.

- Как они вас провожали на СВО?

- Я не знаю, что Савелий вам рассказал, но, когда я уже стоял в дверях с рюкзаком на плечах, он мне говорит: «Папа, это не компьютерная игра. Там убивают». Я ему говорю: «Но если все так будут рассуждать, к чему мы придем? Чего мы дождемся в итоге? Кто-то должен ведь. Вы здесь, я там — ничего страшного, так бывает». На такой ноте  с ним расстались в тот день.

Когда был там, время от времени удавалось сделать телефонный звонок, Савелий интересовался, как дела. Конечно, я тосковал по детям, по дому. Были такие моменты. Но слезы показывать не надо. Зачем? Мужчина должен быть крепким, сильным во всех отношениях, даже эту эмоцию должен держать внутри себя. Наедине с самим собой - ради Бога. А на людях не надо.

- Настоящий мужчина. Его суть в чём?

- Естественно, не только физические данные, не только быть крепким, хотя это тоже очень важно. Мне кажется, настоящий мужчина должен быть умным в первую очередь. Умным, покладистым, умеющим держать себя в руках. Надо просто уметь быть самим собой. Без перебора. Не надо напыщенности, из себя что-то строить. Делать то, что умеешь. Этому надо учить подрастающее поколение, своё потомство. Ну, и если есть возможность, помогать ближним, тем, кто в этом нуждается.

***

Интересуюсь у Савелия, каким, по его мнению, должен быть настоящий мужчина?  

- Представь, что тебе предложили фильм снять о настоящем мужчине. Что ты напишешь в сценарии?

- По классике жанра мужчина должен быть сообразительным, смелым. Человек должен держать себя в руках в любой ситуации, особенно в стрессовой. На СВО такое качество очень важно. Пап, я же правильно говорю?

Мужчина ещё должен быть умный, уметь соображать, должен многое уметь, физически быль сильным, физически развитым.

- А если бы предложили фильм снять про героя СВО, кого пригласил бы на главную роль?

- Батю, естественно. Мне еще вспомнился Никита Михалков из его фильма «Утомленные солнцем». Но, по-моему, батя лучше будет.

- Ну, спасибо за доверие, - пошутил Сергей, заканчивая наш разговор.

Сюжет:

Новости СВО

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру