Неправые правые

Либеральных избирателей нельзя иметь по принципу “сверху вниз”

Если в романах Майкла Крайтона любопытствующие ученые штамповали в пробирках динозавров, то в сегодняшней России кремлевские чиновники предпочитают “выращивать” по тому же принципу целые политические партии. Вчера вечером в нашей стране должна была быть создана новая политическая сила правой направленности.

Скорее всего, судьба прокремлевских либералов будет даже еще менее завидной, чем у динозавров из “Парка Юрского периода”. Те за время своей короткой жизни успели натворить хотя бы энное количество всяческих зверств. А лояльным правым предстоит хотя внешне благополучное, но исключительно серое и скучное существование. 

В 1922 году член Политбюро Томский решил было внести ясность в вопрос о многопартийности в России: “За границей упрекают, что у нас только одна партия. Это неправда. Партий у нас много. Разница лишь в том, что у нас одна партия у власти, а остальные — в тюрьме!” 

В сегодняшней России все обстоит несравненно более гуманно, но не менее цинично. Лояльным Кремлю политическим силам позволено существовать в рамках легальных государственных институтов. Нелояльным отведено место в политической резервации для маргиналов. 

В отношении правых и вообще либеральных сил власть начала осуществлять эту нехитрую комбинацию уже довольно давно. Такие столпы политического истеблишмента ельцинского периода, как экс-первый вице-премьер Борис Немцов или бывший первый спикер Думы Владимир Рыжков, уже давно оттеснены на самую обочину публичной политики. И теперь настало время для перехода к второй фазе плана: презентации своих, “карманных” либералов.

В пользу создания новой либеральной политической силы можно привести множество убедительно звучащих аргументов. Мол, разве страна может считаться нормальной, если в ее парламенте не представлены правые силы? И не следует ли наконец дать среднему классу то, что он хочет: защищающих либеральные идеалы и при этом неэкстремистских политиков? 

Но беда в том, что политические партии невозможно создать сверху вниз. Нынешнее российское политическое поле является убедительным этому доказательством. “Единая Россия” хотя и называется партией, на самом деле ею не является. Это скорее техническая структура, обеспечивающая внешнее соблюдение конституционных норм. Все остальные лояльные Кремлю силы являются пародиями на партии даже еще в большей степени, чем “ЕдРо”. Разве можно, например, без смеха смотреть на “Справедливую Россию” Миронова? 

Новая либеральная организация неизбежно вольется в ряды сил, чья единственная функция — поддерживать иллюзию того, что в России существует реальная многопартийность. Один из лидеров новой структуры Георгий Бовт — исключительно уважаемый политический журналист либерального толка. Но назвать его ярким политическим лидером значит грешить против истины. Двух других боссов “новых правых” — Леонида Гозмана и Бориса Титова счесть “вождями” и вовсе можно разве что после приема большого количества горячительных напитков. Они обладают столь же “мощной харизмой”, как, скажем, один из лидеров мироновской партии Бабаков.

Одним словом, проект “лояльные правые” имеет смысл лишь в области прикладных политических технологий. Кремлевская машина по контролю за публичной политикой должна чем-то заниматься. Иначе неизбежно встанет вопрос о степени ее реальной полезности. Кроме того, власти важно захватить либеральную политическую поляну. Это хорошо, например, для имиджа за кордоном. Или для того, чтобы и в будущем не выпускать “нелояльных либералов” из резервации для политических маргиналов. Наконец, нельзя исключать, что определенная часть среднего класса на “новых правых” все-таки клюнет. Считали же некоторые избиратели оппозиционером Богданова — хотя слово “Кремль” было написано на нем аршинными буквами. 

Короче, даже из создания карманных либеральных партий можно извлечь какую-то пользу. Только вот к настоящему партстроительству это имеет такое же отношение, что и динозавры Крайтона.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру