30 метров от смерти

Столичный диспетчер Илья Куракулов спас от столкновения “Боинг-767” и “Ту-154”: могли погибнуть 400 человек

13.05.2009 в 21:41, просмотров: 14054
Катастрофу, которая могла стать самой страшной в истории гражданской авиации, предотвратили на днях специалисты Московского центра автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД). За считанные секунды до столкновения авиадиспетчеру удалось развести в небе “Боинг-767” (вмещает до 250 пассажиров) и “Ту-154” (до 180 пассажиров). Подробности инцидента стали известны “МК”.

“Ту-154” около десяти вечера вылетел из “Внуково” на Самару. Диспетчер Илья Куракулов дал указание пилоту набирать эшелон 9100 метров. Следом за “тушкой” по тому же воздушному коридору в эшелоне 7500 метров следовал “Боинг”, стартовавший из “Домодедово” во Владивосток. Первоначальное расстояние между двумя самолетами было 4 км.  

Неожиданно “Ту-154” прекратил набор высоты и начал снижение. На мониторе авиадиспетчера такая метаморфоза отображается сменой направления стрелочки: при подъеме она направлена вверх, при снижении соответственно вниз. Если учесть, что в небе в тот момент находилось 7 самолетов, заметить изменение не так-то и просто. К счастью, Илья Куракулов среагировал молниеносно и правильно. Полагая, что на борту “Ту” происходит какая-то нештатная ситуация, диспетчер скомандовал пилоту “Боинга” отвернуть вправо.  

Летчик исполнил указание мгновенно. Благодаря чему и удалось избежать столкновения. Потому что с пилотом “Ту-154” все получилось значительно сложнее: он среагировал только на третье предупреждение диспетчера. За это время самолет снизился до 7200 метров, а его скорость упала до критически низких 540 км/ч (скорость тоже отображается на мониторе диспетчера). Мало того что траектория его полета теперь пересекала траекторию “Боинга” и один самолет мог упасть сверху на другой. Еще бы несколько секунд — и “тушка” из-за потери скорости неминуемо вошла бы в плоский штопор, из которого эта модель самолета в принципе не выводится. К счастью, с третьей попытки команды авиадиспетчера дошли до пилота “Ту-154” — и тот начал набор высоты с одновременным отворотом влево. В результате затормозившая “тушка” и догнавший ее “Боинг” разошлись почти в одной плоскости на высоте 7280 метров на расстоянии всего 30 (!) метров друг от друга. А происходило все это аккурат над подмосковным городком Черусти...  

— Весь инцидент уложился в 15 секунд, а на принятие решения у авиадиспетчера было всего 2 секунды, — рассказал “МК” руководитель Росаэронавигации Александр Нерадько, специально приехавший в среду в МЦ АУВД, чтобы поблагодарить дежурившую 24 апреля смену за предотвращение катастрофы.  

Само летное происшествие расследуется сейчас комиссией Росавиации. Но, как стало известно “МК”, речь может идти о вопиющем непрофессионализме пилота “Ту-154”: у самолета на такой большой высоте не были убраны шасси и закрылки, что и стало причиной резкой потери скорости и высоты. О подобных серьезных проблемах в кабине самолета летчику сигнализируют мигающие красные лампочки. В данном случае, по неофициальной информации, мигало сразу 4 лампочки! Судя по всему, пилота просто не было в кабине, хотя с момента взлета прошло всего 10 минут и лайнер еще не занял свой эшелон.  

В Самаре экипаж “Ту-154” прошел медосвидетельствование, по результатам которого был допущен к обратному перелету. Так что причину неадекватного поведения пилотов предстоит определить комиссии. А пока руководство Росаэронавигации собирается представить авиадиспетчера Илью Куракулова и руководителя полетов Геннадия Бондаренко к государственным наградам.  

— Мы делаем обычную работу, чтобы в небе не было необычных происшествий, — прокомментировал эту историю для “МК” Илья Куракулов.