- Подобные вспышки, в принципе, не грозят серьезными последствиями людям и земной электронике, - объясняет Сергей Петрович. - Несмотря на то, что данный выброс солнечного вещества относится к наивысшему классу мощности, он находится в нем на самой нижней ступени с индексом 1,6 (наиболее экстремальные могут достигать 20). Максимум, что может быть выведено из строя при вспышке с таким индексом, это навигация космических геостационарных спутников, работающих на высоте 36 тысяч километров.
Но данный случай мы держим под особым контролем, и причин на то сразу три.
Во-первых, область, из которой вылетел к нам поток плазмы, удивила нас еще 2 сентября. Находясь почти с противоположной от нас стороны светила, она ударила так, что вызвала на Земле небольшое протонное возрастание (увеличение уровня протонов на 1 кубический сантиметр). Поток плазмы вообще пошел против своей спирали Архимеда!
Во-вторых, вещество, вылетевшее уже в среду вечером, также оказалось таким мощным, что вылетев из центра солнечного диска, не ушло в сторону, а снова направилось к нам, словно «по прямой наводке». Кстати, данный выброс вызвал на Солнце очень красивую волну, расходящуюся из центра, словно гигантское цунами.
В-третьих, за два дня до него из Солнца уже вылетела предыдущая порция плазмы. Если нынешняя догонит ее, эффект может либо удвоиться, что приведет к очень большой буре на Земле, либо, наоборот, пойти на убыль из-за взаимного снижения энергий.
- Службы, которые следят за работой спутников, уже оповещены о возможном увеличении заряженный частиц?
- Конечно. В связи с тем, что именно спутники в первую очередь являются мишенями при подобных явлениях, мы постоянно находимся на связи с Центром управления полетами. К слову сказать, специалисты держать руку на пульсе уже со среды.
- Почему? Ведь прибытие плазмы ожидается только в ночь на пятницу?
- Все из-за особого вида протонов. В отличие от тех, что летят в основном плазменном «облаке» со скоростью 1200 км в секунду, есть другие, так называемые релятивистские частицы. Их скорость — это скорость света — 300 тысяч км в секунду. Оторвавшись от Солнца, они оказываются у нас уже через 8 минут.
- И чем они грозят спутникам?
- Поражают их астронавигацию. Обычно прибор спутника ориентируется на Солнце и две какие-нибудь крупные звезды. Когда начинается протонная атака, частицы забивают оптику и создает иллюзию множества звезд. В итоге спутник сбивает с верного направления, его начинает болтать из стороны в сторону. Чтобы этого не случилось, специалисты должны быть наготове, и в случае чего - вовремя перевести аппарат на ручное управление во время магнитной бури. Она может длиться от нескольких часов до нескольких дней подряд.