ЕКА прекращает искать аппарат "Филы" на комете Чурюмова-Герасименко

Спустя месяцы безуспешных поисков Европейское космическое агентство объявило о том, что они прекращают попытки обнаружить Philae на поверхности кометы. Несмотря на то, что специалистам удалось сузить зону поисков до площадки размером 30 на 350 метров, агентству так и не удалось установить точное место расположения спускаемого аппарата. Космический аппарат Rosetta, который доставил Philae к комете, был переведён на более высокую орбиту, где он продолжит свою научную миссию.

Фото: esa.int

С момента приземления спускаемого аппарата Philae на поверхность кометы Чурюмова — Герасименко прошло уже почти три месяца. Эта миссия стала первой успешной посадкой на комету в истории человечества, но не всё прошло так, как было запланировано изначально. Зонд полностью разрядился и перешёл в режим ожидания, а место его посадки осталось неизвестным.

Philae был спущен на поверхность кометы Чурюмова — Герасименко 12 ноября 2014 года. Из-за неисправности спускаемый аппарат не сумел должным образом закрепиться на посадочной площадке, из-за чего при посадке он отскочил от кометы четыре раза, прежде чем остановиться в зоне под названием Abydos.

Philae оказался в тени скалы или стенки крупного кратера, из-за чего ему не хватало света для подзарядки солнечных батарей и обеспечения полной мощности. После 60 часов исследовательской работы на поверхности кометы, батареи спускаемого аппарата истощились, и Philae впал в спячку, сообщает hi-news.ru.

С того самого момента ESA пыталось отыскать зонд благодаря снимкам, сделанным во время посадочной операции. В поисках зонда принимал участие и космический аппарат Rosetta, который тщательно изучал участок вероятной посадки Philae с высоты от 18 до 28 километров над поверхностью кометы. Каждые 1,3 часа комета находилась в таком положении, когда солнечный свет мог отразиться от корпуса зонда, поэтому учёные старались воспользоваться этими непродолжительными моментами, чтобы обнаружить пропавший аппарат. Но все их попытки оказались тщетными.

Космический аппарат Rosetta переведён на новую орбиту и продолжит свою исследовательскую миссию, а вот место положения зонда Philae по сей день остаётся неизвестным. Шансы найти зонд с новой орбиты Rosetta практически равны нулю, так как на снимках с такого расстояния при идеальных условиях съёмки Philae будет занимать всего три пикселя.

«Плотный график научной работы космического аппарата Rosetta расписан на месяцы вперёд, так что операция по поиску Philae не была запланирована нами изначально, — объяснил в обращении к прессе Мэт Тэйлор, один из руководителей проекта. — С этого момента мы сконцентрируемся на общих наблюдениях и не будем более отклонять Rosetta с изначальной траектории. Но если в будущем Rosetta будет пролетать над местом предполагаемой посадки и у нас появится свободное время в графике, не исключено, что мы воспользуемся этой возможностью».

Планируется, что 14 февраля 2015 года Rosetta выполнит разворот всего в 6 километрах над поверхностью, однако это произойдёт очень быстро и вряд ли при этом получится узреть место упокоения спускаемого модуля, пишет vesti.ru.

Единственная надежда остаётся на то, что комета приблизится к Солнцу и тогда "Филы" получит достаточное количество света для генерации энергии и отправления обратного сигнала. Однако стоит учитывать, что аппарат может пострадать от газа и пыли, выбрасываемых кометой, а также постоянный холод может негативно сказаться на его электронике (она предназначена для работы при температуре – 80 градусов, однако в реальности температура на 20 градусов ниже).

Окружающая среда нагреется достаточно для перезагрузки бортового компьютера к марту 2015 года и, возможно, только к июню солнечные лучи помогут сгенерировать необходимые для работы 17 Вт. Впрочем, инженеры настроены оптимистично и верят, что Philae будет способен продолжить работу.