В России открыт новый минерал с аномальными свойствами - илюхинит

В Институт кристаллографии РАН рассказали о необычной находке на Кольском полуострове

Как сообщили «МК» в ИК РАН, получив образец, сотрудники лаборатории рентгеновских методов анализа и синхротронного излучения провели ряд исследований, показавших, что такого минерала еще не находил никто в мире. В куске привезенной в институт породы были мельчайшие его вкрапления — размером с миллиметр. Выяснилось, что находка принадлежит к группе эвдиалитов. Минералы группы эвдиалита – являются концентраторами циркония и титана, а также ряда других стратегически важных металлов, в том числе редкоземельных. Минералы имеют микропористое строение и обладают ионообменными свойствами. Однако найденный камень отличается от всех известных представителей этой группы химическим составом, а также аномально низкими значениями плотности и показателем преломления.

По словам ученых ИК РАН, они пока не знают, в чем проявится главная ценность нового минерала. Кстати, назвали его илюхинитом в память о выдающемся советском кристаллографе, докторе физико-математических наук Владимире Валентиновиче Илюхине (1934-1982) – сотруднике Института кристаллографии АН СССР, авторе более 450 научных публикаций, среди которых фундаментальные работы по методологии расшифровки кристаллических структур, кристаллохимии гидросиликатов кальция и минералов с гетерополиэдрическими каркасами. Талантливый ученый обладал неиссякаемой энергией, с его именем связано становление в СССР спелеологии и развитие спелеотуризма. Яркая жизнь Илюхина трагически оборвалась в возрасте 48 лет во время спасательной миссии в Абхазии. С тех пор система пещер на Гагрском хребте носит имя В.В. Илюхина, а теперь его имя присвоено и новому минералу.

Минерал и его название утверждены Комиссией по новым минералам, номенклатуре и классификации минералов Международной минералогической ассоциации 20 октября 2015 года. Эталонный образец минерала помещен в геологическую коллекцию Музея естествознания университета города Осло и зарегистрирован под номером GM 43578.

Илюхинит стал девятым минералом, названным в честь Института кристаллографии им. А.В. Шубникова РАН и его сотрудников, что свидетельствует о международном признании заслуг ИК РАН в области кристаллографии минералов. В числе «фамильных» минералов: икранит, шубниковит, беловит, делонеит, леммлейнит, стишовит, расцветаевит и андриановит.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26975 от 28 ноября 2015