Вместо "мировых научных центров" в России построили потемкинские деревни

Почему образование оказалось никому не нужным

В начале 2000-х, озаботившись развалом науки и высшего образования, власть приняла решение их «развивать». В те годы «развитие» понималось так: на что жалуются ученые и ректоры университетов? На зарплаты, на отсутствие денег на исследования. Дадим им деньги.

Почему образование оказалось никому не нужным

тестовый баннер под заглавное изображение

Деньги дали. Их потратили. Например, на конференции. Их проводили много и с шиком. Заведующая кафедрой крупного московского вуза рассказывала, что руководство просило в поездках на конференции бронировать только пятизвездочные отели, чтобы освоить выделяемые средства.

Потом президент потребовал, чтобы преподаватели получали зарплату, в два раза превышающую среднюю по региону. Поэтому деньги шли и на зарплаты, но росли они не у всех. Сегодня у многих российских ректоров и проректоров зарплата более 10 млн в год.

Но вот пришло время отчитаться, а золотой дождь, который пролился на университеты несколько лет назад, кончился. Денег нет, зарплаты преподов — очень средние. Что делают руководители вузов? Была придумана трехходовка. Формально вузы увеличивают ставки преподавателей, но одновременно увеличивают норму нагрузки на одну ставку: количество часов, которые преподаватели должны отработать. Преподавателям предлагают: нагрузка выросла, но мы не будем вас заставлять больше работать. Просто мы будем вам платить не целую ставку, а, скажем, 70%. Зарплата остается той же, нагрузка тоже. А университет может отрапортовать: преподавательские ставки выросли!

Год назад ставка профессора в одном из самых «богатых» столичных вузов была, скажем, 50–60 тыс., а сейчас — 80 тыс. Но обычный профессор в этом вузе как получал 55 тыс., так и получает. Ставки в других вузах значительно ниже: 20–30 тыс. у преподавателей, 30–40 тыс. у доцентов, и это в Москве.

Лет 10–15 назад, когда вузы в основном готовили специалистов по пятилетней программе, руководство дипломом оплачивалось из расчета 18–24 часа учебной нагрузки. Руководить дипломом считалось престижным. Преподаватели гордились, что к ним идут студенты и просят быть руководителями дипломов.

С переходом на бакалавриат (4 года обучения) оплата за диплом сильно сократилась. Сегодня в Москве есть солидные вузы, где руководство дипломом стоит 6 часов, то есть 3–4 тыс. рублей.

Предполагается, что за шесть часов будет проделана вся работа по руководству: внимательно прочесть те 60–70 страниц, которые успевает «наваять» дипломант, сделать замечания. А до этого: выбор и уточнение темы, подбор литературы, разработка плана, консультации, проверки и т.д. Преподаватели поставлены перед дилеммой: безбожно халтурить ради небольшой суммы или отказываться от руководства. И многие отказываются под всеми возможными предлогами.

Что делать руководителю кафедры? Он ведь отвечает за то, чтобы выпускники защитились. Остается самому вести выпускные дипломные работы у основного потока студентов. В результате завкафедрой одного гуманитарного вуза вел более тридцати дипломов одновременно. В сухом остатке: и оплата у руководителя дипломов получается солидная, и студенты не в накладе. Две короткие встречи с руководителем, краткие инструкции по тому, как умело заимствовать чужие тексты, как вести себя на защите и какой стол накрыть для комиссии — и получай свои корочки.

Еще недавно в практике вузов были бессрочные договоры со своими преподавателями. Если сотрудник чем-то не устраивал администрацию и его пытались уволить, то он мог подать в суд, который часто вставал на сторону преподавателя. Несколько лет назад в большинстве вузов Москвы была введена практика годичного договора. С преподавателями, с сотрудниками, даже с завкафедрами и другими руководителями заключается договор только на один год. Не устраиваешь по каким-либо причинам руководство — через год с тобой легко расстаться.

Это, конечно, не повод для возгласов: «погубили российское образование». Боюсь, что дело значительно хуже: высшее образование перестало быть нужным.

Прежде всего, оно не нужно самим учащимся. В университеты молодые люди часто идут для того, чтобы откосить от армии, в особенности это касается магистратуры. Мотивация к учебе падает. Система образования и материальная база устаревают, многие преподаватели некомпетентны, неадекватны современному состоянию профессии. Студенты часто жалуются на коррупцию.

Образование не нужно и власти. Власти финансируют, управляют, вероятно, даже «хотят хорошего». Министерство науки и высшего образования в рамках национального проекта «Наука» планирует создать «15 научно-образовательных центров (НОЦ) мирового уровня, 16 научных центров мирового уровня, 14 центров компетенции НТИ и научных центров мирового уровня» (из доклада замминистра Андрея Медведева на коллегии 24 июня 2019 года).

Далее нам сообщают: «Правительством РФ определены регионы, в которых без проведения конкурсного отбора будут созданы первые 5 НОЦ… представители пилотных регионов — Пермский край, Тюменская, Нижегородская, Кемеровская и Белгородская области — представили свои концепции организационной структуры создаваемых НОЦ…»

Как будет идти создание «мировых центров»? Есть у министерства детальная стратегия, как их вывести на «мировой уровень»? И здесь вдруг выясняется: министерство предлагает регионам самим определять и что такое «мировой уровень», и как его достигать.

Бывший министр науки и высшего образования Михаил Котюков: «Поскольку нет мировой практики и четкого определения мирового уровня научных исследований, пилотным регионам предстоит в том числе определить, в чем именно будет состоять их передовой опыт».

Итак: что такое эти центры, как их создавать — непонятно. Как же выходить из положения? А вот как: пусть регионы сами определяют, в чем состоит этот самый мировой передовой опыт! Неопределенный субъект действия, неопределенное будущее — а деньги выделяются уже сегодня. Чем плохо?

Ключевая идея — сделать науку экономически выгодной, «коммерциализировать» результаты научных изысканий. Конечно, если наука в начале XXI века не связана с производством, медициной, сельским хозяйством, государственным заказом — то это не наука, а прибежище для хороших людей, получающих более-менее нищенскую зарплату от государства. Но для коммерциализации науки не нужно специальное министерство, нужно просто не мешать.

Вся же эта словесная трескотня, как будто взятая из Салтыкова-Щедрина, нужна только для одного — симуляции деятельности при наличии крупных оборотных средств. Создание десятков научных центров мирового уровня, когда заказчик понятия не имеет, что такое «мировой уровень», что он собирается потребовать от этого центра, — это сладкое поле для чиновничьей деятельности. Но я бы не сильно тут радовался на месте руководителей Миннауки.

Наш президент сказал ясно 20 ноября 2019 года на форуме «Россия зовет!»: «Мы подождем, пока американцы истратят деньги на новые технологии, а потом — цап-царап. Или задешево купим».

Если бы президент сказал бы только про «цап-царап», то все можно было бы превратить в шутку. Но он добавил: «или задешево купим». И это уже серьезно, в смысле возможных последствий для российской науки. Из этого можно делать выводы: глупо вкладывать деньги в технологии, в обучение и в науку хоть мирового, хоть регионального уровня! Пусть этим занимаются другие (американцы, немцы, да хоть китайцы). А мы, когда другие что-то разработают, сделаем «цап-царап» или купим.

Мировой опыт учит: университет — это синоним будущего. То, что этого не понимает власть, ни в коем случае не значит: все пропало! Наука нужна всем, даже власти (ракеты не купишь на рынке), но еще больше она нужна обществу.

И российскому обществу когда-нибудь надоест ходить на помочах, и оно начнет требовать, а не просить: заняться проблемами экологии (сбор, переработка мусора и пр.), развивать новые направления в медицине, чтобы наши врачи, наконец, научились делать те операции, которые с успехом делают в Германии, Израиле и других странах.

И российская наука и образование смогут решить эти задачи. Дело ведь не в том, чтобы у нас непременно были лучшие в мире университеты и научные центры. Дело в том, чтобы государство выстроило четкие и общие для всех правила поведения, чтобы оно перестало подменять собой и реальный сектор экономики, и сферу образования, и сферу науки. И тогда общество само определит: какой уровень высшего образования, какие направления науки оно считает нужным развивать. И вполне возможно, что тогда и появятся те самые «научно-образовательные центры мирового уровня». Но уже не в виде «потемкинских деревень», а как показатель уровня развития страны и общества.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28184 от 1 февраля 2020

Заголовок в газете: «Потемкинские деревни» вместо мировых научных центров

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру